Капитан чемпионского «Днепра-83». Столп обороны для нашей команды. В 1983 году сыграл все матчи, кроме последнего. Вызов в сборную СССР обернулся для него очень драматично. В первом же матче он получает травму, которая, по сути, завершает его карьеру. «Днепр» под руководством Павлова в 1993 году по несчастию не становится чемпионом Украины, а занимает 2-е место. Это пока лучшее достижение «Днепра» в чемпионатах Украины. Но именно в Днепропетровске Николай Петрович со своей «Ворсклой» выигрывает финал Кубка Украины. Ныне Павлов — тренер мариупольского «Ильичевца». Прославленный игрок и тренер в интервью корреспонденту «Зорі» рассказал о событиях 30-летней давности. Это интервью, как и многие другие, взято в рамках акции «Днепр-чемпион»

— Николай Петрович, как киевский мальчишка Коля Павлов пришел в футбол?

— Во дворе старшие ребята играли в футбол и постепенно привлекали молодых. Так и меня позвали. Сначала это был дворовой футбол. Потом «Кожаный мяч». Далее секция «Восход». Мой первый тренер — Виталий Владимирович Баранов. В память о нем я уже два года провожу в Киеве турнир среди мальчишек 2004 года рождения. Планирую проводить и далее, пока будет возможность. Вот так постепенно футбол стал делом всей моей жизни.

— Вы играли в полузащите, а потом стали защитником. Как это произошло?

— На «Кожаный мяч» я еще нападающим играл. Потом, видимо, учли мою выносливость и работоспособность, поставили полузащитником. Уже в более зрелом возрасте начал играть защитником. Это в минском «Динамо» произошло. Малофеев во мне увидел защитника. Сначала правого. Потом центрального. Даже в «Днепре» я успел поиграть и полузащитником, и защитником.

— В «Днепр» вы приходите опытным футболистом. Уже имеете за плечами выступление в трех клубах высшей лиги. Как произошел ваш переход с «Черноморца»?

— В «Днепре» я мог оказаться и двумя годами ранее. Вышло маленькое недоразумение. Я приехал на встречу с руководством. Пообщался с Жиздиком, а с Емцем встретиться не получилось. Я посчитал, что раз тренер не нашел время, то и не очень меня хотят. Тогда оказался в «Черноморце». Сергей Иосифович Шапошников меня в аэропорту встретил. Отыграл сезон. И в том году минское «Динамо», в котором я три года в основе отыграл, становится чемпионом. Этот факт мне не давал покоя. Я решил, что с «Черноморцем» вряд ли чего-то добьюсь. Тогда я и принял повторное предложение от «Днепра». На этот раз с Владимиром Александровичем Емцем и Геннадием Афанасьевичем Жиздиком встретились в Гурзуфе, где они осенью отдыхали. Там мы ударили по рукам.

— Как вы влились в коллектив? С кем дружили в команде?

— Когда я приехал, меня поселили с Червоным Сашей. Он еще мальчишкой был, а я взрослый. Подружились. И дальше мы с ним делили комнату. И на старой базе, и на новой. Саша заканчивал играть, когда я уже в тренерском штабе был. В 1985-м я после операции решил прекратить играть. Стал тренером-селекционером.

— Как складывались ваши отношения с Владимиром Емцем и Геннадием Жиздиком?

— Я всю жизнь буду им благодарен за то, что они поддержали меня в трудную минуту, когда я расставался с большим футболом. Что делать дальше? Если бы не они, я не знаю, что было бы. Только благодаря им у меня была возможность вернуться в «Днепр», уже тренером. Сначала я помогал Евгению Мефодиевичу Кучеревскому. Потом стал и главным тренером. Повторюсь, это во многом их заслуга.

— Почему, на ваш взгляд, именно эти тренеры привели «Днепр» к чемпионству?

— Во-первых, они дополняли друг друга. Владимиру Александровичу еще 50-ти лет не было, а он уже таких успехов добился. Иногда свойства характера не позволяли ему объективно оценивать ситуацию вокруг. Геннадий Афанасьевич, умудренный опытом человек, всегда его поддерживал. Иногда удерживал. Так атмосфера в команде всегда была хорошая.

— Выражаясь современным языком, были ли харизматичными людьми Владимир Александрович и Геннадий Афанасьевич? Какое воспоминание о них самое яркое?

— Я никогда не забуду 23 февраля. Геннадий Афанасиевич нас поздравлял. Всем подарил конвертики с деньгами. Хотя это был его праздник. А 9-го Мая он надевал костюм с орденами. Мы ехали к Вечному огню, возлагали цветы. Потом опять он дарил конвертики. Человек вручал подарки в те дни, когда поздравлять должны его. Такой он был во всем. Я очень многому научился у Геннадия Афанасьевича. Более того, мне повезло больше пообщаться с ним. Когда я учился уже на тренера в Москве, то в каждый раз, приезжая в Днепропетровск, я приезжал и к нему домой. Мы говорили, говорили…

— Вы сыграли все матчи в чемпионате, кроме последнего со «Спартаком». Говорят, в предпоследнем туре, перед матчем с московским «Динамо», Емец предсказал вашу дисквалификацию на последний матч.

— Точно-точно (смеется). Он заходит и говорит, что сегодня последнюю игру проводит Коля Павлов. Я еще возмутился. Как это так? Если мы выиграем у «Динамо», то предстоит решающий матч со «Спартаком». Он мне объяснил, что я сижу на «желтой карточке», и как бы я не старался, сегодня я получу еще одну. Так и произошло. После единоборства с Газаевым мне дали «желтую карточку». Последнюю игру я пропускал.

— Итак, 6 ноября 1983 года. Где ваш «электрический стул» располагался на матче со «Спартаком»?

— Я сидел на лавочке. Тогда ж не было так строго, что только заявленные игроки сидят. Переживал со всеми. И как мне сейчас кажется, вел себя очень неспокойно.

— Какое чувство после финального свистка?

— Невероятные чувства. Мы все побежали. Потом фотографировались. Ходили вокруг. Это я на всю жизнь запомнил.

— Шампанское было в раздевалке?

— Конечно, было шампанское. Всю ночь шампанское было. На следующий день же 7-е ноября. Нас утром еле собрали. Отвезли в театр Горького. Там переодели в новые спортивные костюмы, с символикой чемпионов. Говорят, за ночь на фабрике их сделали. И мы пошли на демонстрацию. Очень тяжело было идти (смеется). Потом помню в аэропорту: у меня билет есть, а документов нет. Хорошо, что у Султана Рахманова брат в аэропорту работал. Меня усадили. С собой дали ящик шампанского. Командир объявил, что с нами летит чемпион. Всем разлили шампанское на борту. Меня поздравляли все… Так я улетел в Киев.

— Победа изменила вашу жизнь в целом?

— Я бы не сказал, что изменила. В следующем году Протасова, Литовченко и меня позвали в сборную СССР. Тогда впервые игроков «Днепра» пригласили. Поехали на товарищеский матч с ФРГ. Я и Литовченко в основе вышли. Протасов на замену. К сожалению, в этом матче я получил серьезную травму. Из-за которой в последствии пришлось закончить карьеру. В 1984 году на бронзовую медаль я еще наиграл.

— Тяжело было защищать чемпионство? Соперники уже по-другому на «Днепр» настраивались?

— Конечно, тяжело. Хоть мы и не стали в 1984 чемпионами, но заняли 3-е место. Это тоже хорошее достижение.

— В 1993 году под вашим руководством «Днепр» имел самые реальные шансы стать чемпионом Украины. Чего тогда не хватило?

— Опыта не хватило. Нас тогда «детским садом» называли. У меня сейчас такой «Ильичевец». Только в «Днепре» еще моложе ребята были.

— С кем из игроков «Днепра-83» вы сейчас поддерживаете дружеские отношения?

— С Олегом Тараном. По тренерской работе часто пересекались в премьер-лиге. С Протасовым, когда он тренером тоже был. Да, пожалуй, только с теми, кто так или иначе тренерской работой занимается. Червоный мне помогал в Мариуполе. Потом жизненные пути разошлись. С сыном Емца в одной команде работал.

— Ваше хобби — голуби. Сейчас времени хватает на них?

— За моими голубями следят люди. В Киеве, друзья. В клубах, где я работаю, как правило, водители следят. Я им очень благодарен. Да и им нравится. Общение с голубями многое дает людям.

— Ваше отношение к акции «Днепр» — чемпион»?

— Мне очень приятно. Если спустя 30 лет об этом не забывают, значит, наши тренеры и мы одержали важную победу. Насколько я знаю, семьи тренеров и футболистов, которых с нами нет, поддерживают. Это очень хорошо. Приятно будет на встрече всех увидеть. Слышал, даже водителей всех пригласили.

— Что вы пожелаете команде «Днепр» и ее болельщикам?

— Желаю, чтобы «Днепр» спустя 30 лет повторил наш успех.

Интервью вел Андрей Тропин
http://zorya.org.ua/