Защитник «Днепра» Самуэль Инкум дал большое интервью журналу «Футбол»

 

ЗАЛОГ УСПЕХА В ЕДИНСТВЕ


— Как вы оказались в «Базеле»?
— Я был тинэйджером, когда меня приметил один скаут в дворовом футболе и предложил заняться футболом профессионально. (В одном из ранних интервью Инкума наткнулся: мол, его отец не хотел, чтобы Самуэль становился футболистом, а настаивал, чтобы тот овладел профессией учителя — по примеру отца. Самуэль воспротивился, собрал вещички и сбежал из дому. Компромисс был найден после того, как отец поговорил с тренером Самуэля. Тот убедил Инкума-старшего, не особо любившего футбол, что это наилучший шанс для его чада выбиться в люди. — В. П.) Так я попал в команду «Асанте Котоко». Я быстро учился. Вскоре уже играл в молодежной сборной. Мое старание было вознаграждено, и я попал в «Базель».

— Времени для раскачки в «Базеле» вам не понадобилось. Более того, спустя пару месяцев вы получили возможность стартовать с «Базелем» в Лиге Европы. Швейцарский клуб легко преодолел квалификацию и угодил в группу с «Ромой», «Фулхэмом» и софийским ЦСКА. Вы верили в то, что «Базель» мог преодолеть групповой барьер?
— «Рома» — великий клуб, как и «Фулхэм», впрочем. В Базеле прекрасно понимали, что наши соперники сильнее, в их составах играют более опытные футболисты. Нашей задачей было дать бой «Фулхэму» и «Роме», а получится выйти из группы или нет — это уже дело случая.

— Начал «Базель» за здравие — победил дома «Рому», затем было поражение от «Фулхэма» и две победы над ЦСКА. После четырех туров «Базель» с девятью очками занимал первое место в квартете. Как так случилось, что «Базель» не сумел выйти из группы?
— У нас оставались игры с «Фулхэмом» и «Ромой». Решающим, как оказалось, стал поединок на «Сент-Якоб Парке» против «Фулхэма». К сожалению, мы его проиграли.

— «Фулхэм» в итоге добрался до финала ЛЕ. Стало для вас это неожиданностью?
— Абсолютно нет. То был сильный «Фулхэм». Их сила заключалась в единстве. Это залог успеха. Если команда хочет достичь максимальных высот, в коллективе все должны быть подчинены одной цели. «Фулхэм» играл в командный футбол. Прессинг, подстраховка, опять прессинг и опять подстраховка.

ОТ ГАНЫ МНОГОГО ЖДАЛИ

— С «Фулхэмом» и Дэмпси волей случая вы еще не раз столкнетесь бок о бок в своей карьере. С «Фулхэмом» вы пересечетесь, будучи уже игроком «Днепра», а против Дэмпси вдобавок сыграете на ЧМ-2010. Собственно, сейчас сделаем крен в сторону чемпионата мира. Несложно догадаться, что это событие значило в вашей жизни!
— В то же время это большая ответственность. Ты сражаешься за честь страны, ты должен отдать всего себя ради своего народа! (Вот что говорил Инкум до старта мундиаля: «Существует большое давление на национальную сборную, каждый хочет, чтобы вы что-то сделали для страны.Я помню гнев болельщиков после ничьей 2:2 с Мали. Это ужасно. Мы не имеем права расслабляться ни на секунду. Нам этого не простят. Если болельщики увидят что-то такое, они нападут на вас, они пойдут к вашей семье… Все знают, где вы живете, и они будут идти прямо в ваш дом. Они следуют за командой, иногда у них нет денег, но они их находят, покупают билеты, приходят поддержать нас. Конечно, они будут в гневе, если увидят, что мы филоним». По окончании ЧМ-2010 Инкума на Родине нарекли «Hero of Ghana». — В. П.).

— Какого результата в Гане ждали перед началом ЧМ?
— Высокого. По той причине, что у сборной Ганы подобралось сильное поколение — Аппиа, Боатенг, Асамоа Гьян, Мунтари. Надеялись и по той причине, что зимой на Кубке Африки сборная Ганы играла в финале. Этот чемпионат был особенный по многим причинам. Мундиаль в первый раз в истории проводился на африканском континенте, и для всех африканских сборных он был чем-то из ряда вон.

— Весь групповой турнир вы просидели на скамейке, а в плей-офф провели оба матча. По какой причине тренер сборной Ганы Милован Раевац не стал ставить вас на матчи против Сербии, Германии и Австралии?
— В заявке 23 игрока, а на поле могут находиться одновременно только одиннадцать. Выбор состава — прерогатива тренера. В нашей команде все 23 в игре. Если ты не на поле, значит, поддерживаешь команду со скамейки запасных. Каждый готов выйти на помощь в любой момент. У нас нет деления на основных игроков и запасных. Мы — одна команда.

— Какого стиля придерживался Раевац?
— Прежде всего хочу сказать, что Раевац хороший тренер. Его очень уважают в нашей стране. Касательно игровой методики для Раеваца на первом месте оборона. От нее он отталкивается, говоря, что если у команды защищены тылы, значит, соперник не сумеет забить много. А моменты впереди сами по себе появятся, нужно только их использовать.

— Плей-офф — отдельный разговор. Давайте остановимся на матчах с США и Уругваем.
— Эти матчи — пример того, что в футболе может случиться всякое. Оба были сверхнапряженными, оба перетекли в дополнительное время. С американцами нам повезло, с уругвайцами госпожа Фортуна была на стороне соперника.

— С Уругваем Раевац выпустил вас на позиции правого полузащитника. Непривычно было?
— Да нет. Я универсальный игрок. Никаких сложностей на позиции крайнего полузащитника я не испытываю.

ГАНА ЛУЧШАЯ В АФРИКЕ

— Ваше столкновение с уругвайцем Хорхе Фусиле едва не закончилось трагедией. Фусиле неудачно приземлился на шею, потерял сознание…
— Выглядело это в самом деле жутко! Стало страшно за Фусиле. Счастье, что обошлось. Фусиле даже смог продолжить игру, отойдя от шока. С моей стороны никакой умышленной грубости не было. Просто столкновение, коих в игре десятки.

— Что творилось в вашей душе, когда Асамоа Гьян не забил пенальти Уругваю на последних секундах овертайма?
— Да всякое в футболе случается! Тем он и интересен, что чреват неожиданностями, как приятными, так и не очень. Асамоа Гьян — классный форвард, один из лидеров сборной. Его промах это не его личная неудача, а неудача всей сборной. Если бы он забил, мы были бы на седьмом небе от счастья. Увы, он промахнулся. Никто его не упрекнул за это. Так же все вместе переживали промахи Адийи и Менса в серии послематчевых пенальти.

— Если бы Гана прошла Уругвай и встретилась с Голландией в полуфинале, ваши шансы на победу были бы невелики?
— Если бы мы вошли в четверку лучших, то угодили бы в историю как первая африканская команда, достигшая полуфинала. Жаль, что не сумели вписать свое имя в историю. Вот что больше терзает, а не то, обыграли бы Голландию или нет.

— А за кого болели в финале — за Испанию или Голландию?
— Мои симпатии были на стороне Испании. Подкупали своей игрой бразильцы, аргентинцы, но они, как и сборная Ганы, выбыли из борьбы на четвертьфинальной стадии.

— Нейтральные болельщики из ЮАР болели за Гану в 1/8 и 1/4 финала?
— За нас болела вся Африка, потому что мы были единственной африканской сборной, пробившейся в плей-офф! На нас была возложена миссия поддержать реноме континента. Мы старались для Ганы и всей Африки. И Гана вошла в восьмерку лучших команд на этом турнире. Это фантастическое достижение. Когда мы вышли в финал Кубка Африки, игроки поняли, как нужно соревноваться. Это важный момент, и я надеюсь, что Гана пойдет еще дальше на следующих турнирах.

— Сколько премиальных вы получили за выход в четвертьфинал ЧМ‑2010?
— Это не столь важно. Мне кажется, это наши внутренние дела. Пускай это останется между нами — игроками, тренерами и Федерацией Футбола Ганы. (Хех. Так вроде тайны не должно быть. Долго длилась сага с невыплатой премиальных, почти полгода. Как сообщают местные СМИ, каждый из участников мирового форума в составе команды всё же получил чек на 63 тыс. дол. За участие в чемпионате в ЮАР «черным звездам» полагалось 2 млн. американских долларов: 1,4 млн. — за выход в 1/4 финала турнира, а также награда от президента страны в размере 600 тыс. дол. — В. П.).

— Назовите пять лучших, на ваш взгляд, африканских сборных сегодня.
— Первая — Гана. Это не потому, что я играю за сборную этой страны. Я всегда говорю откровенно, так, как есть. Мы показали наилучший результат на ЧМ, значит, мы лучшие и на континенте. Сборная Кот д’Ивуара вторая, Сенегал — третий, Египет — четвертый и Южная Африка замыкает пятерку.

— Если сравнить Самуэля Это’О, Дидье Дрогба и Джорджа Веа, кто из них лучший футболист Африки всех времен?
— Бесспорно, Джордж Веа! Он единственный на данный момент африканец — обладатель «Золотого мяча». В расцвете сил Веа был сильным, быстрым и техничным форвардом. Онбыл нацелен на гол, забивал очень много.

— Сейду Думбия может стать лучше, чем Дидье Дрогба?
— Спокойно! Думбия молод, а уже творит чудеса на поле. Я знаю, что он сейчас лучший бомбардир в своем чемпионате, забивает много в Лиге чемпионов. Он быстр и неудержим. Пока, конечно, ему далековато до Дрогба. Дидье — классическая машина по забиванию голов. Он — фантастичен. Но по потенциалу Думбия может встать в один ряд с Дрогба.

ТИМОЩУКА ЗНАЮ, но не по фамилии

— 2010 год для вас был богатым на события. Вы дебютировали в Лиге чемпионов. Что для вас важнее: играть на ЧМ за сборную или в ЛЧ?
— Для любого футболиста предел мечтаний — чемпионат мира. Это вершина! Мне довелось выступить на ЧМ. Одна моя мечта сбылась. Также, будучи подростком, я очень хотел играть в Лиге чемпионов. Я понимал, что это будет не так просто сделать. Но опять же мне посчастливилось. Я сыграл все шесть игр за «Базель» в Лиге чемпионов в групповом раунде. Это просто фантастика! Но если говорить о приоритетности, то всё же чемпионат мира стоит выше Лиги чемпионов. Когда ты отведал на вкус одно, то стремишься испробовать другое. У меня всё довольно быстро получилось. Спустя несколько месяцев после ЧМ я дебютировал в ЛЧ.

— И вскоре забили первый мяч! Считаете игру против «Ромы» наилучшей в карьере?
— Только из-за гола — нет. Это один из приятных моментов моей карьеры. Мы победили «Рому» на «Стадио Олимпико» 3:1. Это была одна из двух наших побед в группе. Мне очень бы хотелось забить гол на ЧМ, я надеюсь, что в моей жизни будет второй мундиаль. И верю в то, что еще сыграю на групповой стадии Лиги чемпионов.

— Почему «Базель» в гостях победил «Рому», а дома не сумел даже вничью сыграть?
— Не нужно искать логику в футболе. «Рома» взяла реванш в Базеле, вот и все.

— С «Баварией» было бессмысленно бороться?
— «Бавария» — гранд европейского футбола. Дома мы сумели дать бой «Баварии», пропустив решающий гол от Швайнштайгера на последних минутах, а в Мюнхене они уложили нас на лопатки (3:0).

— Вы знаете, кто из украинских футболистов играет в «Баварии»?
— Знаю, только не помню фамилии… Он на позиции центрального защитника в «Баварии» играет. Знаю еще, что он и один из ведущих игроков сборной Украины. Классный игрок, цепкий. Так как его фамилия?

— Тимощук. Кто, на ваш взгляд, являлся лидером «Базеля»? Шакири, Штокер, Штреллер, Фрай…?
— Или Инкум (улыбается)? Шучу. Не нужно выделять одного, потому что в одной игре лучше сыграет Фрай, в другой Шакири, а в третьей Инкум. «Базель» силен командным духом, сплоченным коллективом. Один за всех, и все за одного — вот девиз «Базеля». У нас была очень сильная команда.

— Когда «Базель» уступал московскому «Спартаку» в 1/16 финала ЛЕ, вы уже перешли в «Днепр»… Вы видели те матчи? Кто был сильнее?
— Разумеется, я смотрел и переживал за своих ребят. Но надо признаться, «Спартак» выглядел лучше и прошел в 1/8 финала заслуженно. В Базеле «Спартак» провел хороший поединок, сумев победить, уступая два мяча по ходу встречи. Фактически исход противостояния был предрешен в первом поединке.

НЕ ХОЧУ БЫТЬ ОБУЗОЙ

— Переход в «Днепр» — шаг вперед в вашей карьере?
— Да! Мне очень много пришлось выслушать на сей счет. В том числе — то, что я здесь играю не так хорошо, как от меня ожидали. Я читал об этом в Интернете, мне об этом рассказывали. Но стоп! Я не стану искать оправданий, а просто выскажу свое мнение. Я приехал в «Днепр» зимой. Мне было сложно. Сложно адаптироваться к жизни, да к тому же климату. Сложно, потому что холодно. Холодно не только на улице, но и во время игр. Чтобы адаптироваться к такой погоде на футбольном поле, тоже необходимо время. Знаете, если я не подхожу «Днепру», не устраиваю своей игрой, так и скажите! В чем проблемы? Если «Днепр» хочет, чтобы я ушел — я уйду! Я не хочу быть обузой. Я играю так, как умею.

— Что для вас самое сложное в нашей стране?
— Дело в том, что было сложно только на первых порах. А сейчас всё нормально. У меня нет никаких проблем. Меня всё устраивает. Мне нравится здесь!

— А что вы сейчас уже можете рассказать об Украине, если у вас спросят о нашей стране в Гане?
— Первым делом я приведу примеры с метаморфозами в погоде. В Гане тепло, как вы догадываетесь, у нас не бывает морозов, не говоря уже о снеге. Поведаю я о местном футболе, немного о стране. В целом, у меня абсолютное позитивное впечатление о вашей стране.

— Как продвигается изучение русского языка? Какие фразы можете произнести?
— Я не сижу сложа руки. Считаю, что если я здесь, то должен мало-мальски уметь изъясняться на вашем языке. Да, мне сложно, но я уже знаю достаточно много слов и фраз. Например: «Как дила», «привед», «спакойнай ночи», «добры утро», «се хорошо» и так далее.

— Чемпионат Украины на порядок сильнее чемпионата Швейцарии?
— Да. Уровень чемпионата отличается, в Украине сильнее команды. И команд больше. В Швейцарии в высшем дивизионе играет десять команд.

— Болезненно приняли поражение от «Фулхэма» в ЛЕ? Что случилось с «Днепром»?
— В первой игре?

— Вообще!
— На «Крейвен коттэдж» я не играл. К сожалению, исход первого матча не оставлял шансов «Днепру» на продолжение борьбы. В Днепропетровске я уже играл. Это был отличный матч, мы полностью переиграли «Фулхэм».

— Назовите пять лучших игроков Премьер-лиги.
— Боюсь, не смогу. По той причине, что я еще не в курсе всех украинских дел. Я не смотрю все матчи. В чемпионате Украины очень много сильных футболистов, в частности — в «Шахтере». В «Днепре» также сильные игроки — Матеус, Коно (по-видимому, Коноплянка. Инкуму эту фамилию сложно выговорить. — В.П.), Дерек Боатенг, Ротань.

— Кто из современных защитников для вас ориентир?
— Мне очень нравился Каннаваро. Я его считал лучшим. Сейчас же могу выделить Джона Терри, Рио Фердинанда и Неманью Видича.

— Будь ваша воля, в каком клубе хотели бы играть?
— Дело вот в чем… Каждый футболист мечтает играть в великом клубе, неважно каком. Как сложится судьба, никто не знает. Я не хочу загадывать наперед и называть конкретную команду. Я просто хочу поиграть за топ-клуб!

ДЖУЛИАНО УЗНАЛ

— Недавно в Интернете появилось интервью, которое вы якобы дали швейцарской газете «Блик». В интервью вы якобы сказали: «У меня были проблемы с нашим тренером Хуанде Рамосом. Он не позволил мне лететь в сборную, а мы претендовали на участие в Кубке Африки. Тренер угрожал мне, что купит другого правого защитника, если я уеду в сборную. Но я выбрал Гану. Это мой дом. Этого никто не может запретить мне»…
— Чушь! Я ни с кем не общался. Это полный бред! Ну как я мог такое сказать, вы сами подумайте!

— Какого мнения вы о Хуанде Рамосе?
— Это хорошо известно всем во всем мире. Рамос хороший тренер, что еще добавить!?

— Вы знаете, в каких командах он работал до «Днепра»?
— Нет, я не знаю, в какой команде перед «Днепром» работал Рамос.

— Я имел в виду, в каких командах Рамос вообще работал?
— Одно время он тренировал «Реал» (Мадрид). Работал в «Севилье».

— С кем в «Днепре» вы дружны?
— Со всеми!

— Но больше других, наверное, общаетесь с земляком Боатенгом?
— Не только! Я люблю всех ребят без исключения! Мы отлично веселимся, когда собираемся вместе.

— Против Джулиано вы играли в финале молодежного ЧМ‑2009. Удивились, увидев его в «Днепре»?
— Еще бы! Не ожидал его здесь встретить, был приятно удивлен.

— Узнали его сразу?
— Ну конечно! Он был капитаном молодежной сборной Бразилии на ЧМ.

— Джулиано говорил, что не очень хорошо запомнил вас по финалу.
— (Улыбается)!

— В той сборной Бразилии играли еще игроки «Шахтера» Дуглас Коста и Алекс Тейшейра. Кто выглядел лучше?
— Тейшейра, но Дуглас тоже хорош.

БЕЙОНСЕ — ЗЕ БЕСТ!

— Летом вы ходили в белой футболке с портретом Микки Рурка. Вам нравится этот актер?
— Да, классный актер. Мне нравятся боевики с его участием. И Джеки Чан импонирует как актер.

— А кто из голливудских актрис вам по душе?
— Дженнифер Лопес. Она и певица хорошая, между прочим. А еще нравятся песни Рианны, Шакиры и Бейонсе. Бейонсе я слушаю едва ли не каждый день! Она зе бест, без ума от ее песни «Best Thing I Never Had». (Инкум не любитель ночных клубов. Считает, это вредит футболу, и предпочитает бурным вечеринкам крепкий сон. — В. П.)

— Эталон красоты?
— Номер один моя жена, номер два — Бейонсе.

— В какой стране хотели бы жить в будущем и почему?
— Сегодня я счастлив здесь, в Украине. Я уже говорил, что не люблю загадывать наперед. Мне безумно нравилось в Базеле, я обожаю свой родной город Секонди-Такоради…

— Ваша семья — супруга Омега и Сэмми-младший — не живут с вами в Днепропетровске?
— Они сейчас в Гане. Моя жена болеет, и ей надо подлечиться. К тому же у нас годовалый ребенок, и моей семье надо побыть некоторое время в Гане.

— Как часто они сюда наведываются?
— По возможности. Думаю, в январе приедут.

— Если бы не футбол, кем стал бы Самуэль Инкум?
— Без понятия. Но знаю точно, что по окончании футбольной карьеры стану тренером. Окончу тренерские курсы и буду тренировать.

 

fcdnipro.ua