Главный тренер молодежного состава днепропетровского Днепра Дмитрий Михайленко в эксклюзивном интервью HotSport.ua рассказал о специфике работы с молодыми футболистами, а также проблемами, которые существуют при работе с юными футболистами.

— Дмитрий Станиславович, какие изменения произошли в Академии клуба после прихода испанских специалистов?
— Поменялось многое. Система подготовки тренировочного процесса, психология. То есть, изменения произошли существенные.

— Как часто посещают матчи молодежного состава Хуанде Рамос и его тренерский штаб?
— Помощники иногда бывают, берут диски с матчами молодежного состава. Не могу сказать, что они посещают каждый матч, но довольно часто появляются на играх нашей команды.

— В текущем сезоне ваша команда либо одерживает минимальную победу, либо играет с соперником вничью. В чем причины такой игры? Чего не хватает команде в игровом компоненте?
— Мы потеряли большую группу опытных игроков, на которых строилась игра, которые были у нас лидерами. Это Неплях, Каверин, Насонов, Бабенко, Бохашвили, который играл еще в начале сезона. На замену пришли молодые ребята. Конечно, им не хватает опыта, хотя с желанием проблем нет. Мы пытаемся бороться в каждой игре, но есть вещи, которые трудно преодолеть. Нужно время, потому что ребята по своей физиологии гораздо моложе соперников. Им не хватает мощи, умения вести единоборства. Поэтому, нужно, чтобы ребята набирались опыта.

— Вы сказали, что этой команде нужно больше времени, чтобы набраться опыта. Как вы считаете, когда ваша команда сможет составить конкуренцию бессменному чемпиону молодежного чемпионата последних лет — донецкому Шахтеру?
— Понимаете, в Шахтере одна из ведущих Академий в Европе. И мы видим, как они успешно выступают. Иногда мы созваниваемся с тем же Валерием Кривенцовым, общаемся по поводу молодежных команд. Получается, что то количество международных турниров, на которых выступают игроки Шахтера, то количество ребят, которые играют в сборных, дает им возможность быстрее ориентироваться в различных игровых ситуациях, и адаптироваться к современному футболу. У нас таких ребят очень мало, и если посмотреть на футболистов 1993-1994 годов рождения, то почти все ни разу не были за границей, не говоря уже об участии в каких-либо турнирах. 

Конечно, когда мы конкурируем с Шахтером или Динамо, то уступаем им в первую очередь, психологически. Наши футболисты очень мало игр провели с высоким психологическим давлением, поэтому надеемся, что сейчас будут какие-то улучшения. Недавно представители Академии ездили за границу, играли с зарубежными командами. Это очень важно. Ведь когда вы с 13 лет выезжаете за рубеж, вы видите, что ни в чем не уступаете футболистам Англии, Италии и Испании. У вас вырастает самооценка, вы начинаете верить в себя в тяжелых ситуациях. Даже если посмотреть на элементарную статистику, то мы увидим что за 10 лет существования Академии, ни разу ни одна команда не занимала призовые места. Четыре команды участвуют каждый год, и ни одна из них не занимала призовые места. Это говорит о том, что дела в Академии шли далеко не так, как у Шахтера, Динамо, Металлиста, Карпат, Ильичевца. 

Академия Днепра за 10 лет не была ведущей, поэтому ни о какой конкуренции с Шахтером пока не может идти речи. Мы же берем детей из нашей Академии, не покупаем уже воспитанного футболиста, а воспитываем только своих. Пока не будет улучшаться ситуация в днепропетровском футболе, нам будет тяжело конкурировать с Шахтером и Динамо.

— В текущем сезоне в составе молодежной команды Днепра появился гвинейский защитник Секу Конде. Его уровень выше доморощенных футболистов? 
— С доморощенными футболистами у нас ситуация очень непростая. Приведу один пример: сейчас выпустилась команда 1995 года рождения. Тренер U-19 Виктор Михайлович Кузнецов из этой команды использовал лишь двух человек. А эта команда одна из немногих, которая вышла в финал ДЮФЛУ и заняла там 4 место. И из этой команды под требования U-19 подошли всего лишь два футболиста. Если мы возьмем другие юношеские команды, то мы увидим, что в их составе есть 8-10 выпускников своих школ. Мы же, пока, себе подобного позволить не можем, потому что те выпускники, которые недавно окончили Академию, 1994-1995 годов рождения, не могли конкурировать с футболистами дубля. 

У нас вообще парадоксальная ситуация: Саша Сваток заканчивал школу как игрок атаки, а в сборную вызывается как центральный защитник. Очень серьезный дефицит защитников. Нам пришлось перестроить этого футболиста в игрока обороны.

Что касается Конде, то все дело в том, что среди выпускников Академии (1993-1994 г.р.) практически не было защитников, и нам пришлось в срочном порядке искать варианты усиления оборонительной линии. Подвернулся удобный случай: на первенстве области играл парень, мы его заметили. Играли против него целый год в товарищеских матчах, потом, когда узнали, что ему 19 лет, решили подписать с ним контракт. По сути, нам не из чего было выбирать. Есть и хорошие качества, так и много проблем. Нам нужно работать над его развитием. Может быть, при самоотдаче, при его понимании, из него получится хороший игрок. Он одаренный природой, перспективный футболист. У него есть проблемы в плане футбольного образования, но это все объяснимо, потому что он довольно поздно начал играть в футбол. Есть желание, будем работать.

— Есть ли у вас на примете игроки из команды U-19?
— Команда еще молодая, ей всего два месяца. Мы сейчас делимся игроками, и к концу года мы посмотрим, кто из этих ребят сможет помочь нам, потому что у нас есть проблемы с игроками обороны, и я надеюсь, что тот же Лопыренок сможет помочь нам, потому что парень тоже наделен хорошими данными. Надеемся на его рост. Сваток поедет играть в составе юношеской сборной Украины, и у нас остается один центральный защитник. Поэтому, скорее всего, будем подключать Лопыренка. 

— Проявляется ли в вашей команде такое явление, как звездная болезнь?
— Я считаю, что это явление проявляется там, где команда добивается больших успехов. У нас же ситуация чуть другая. Не может же звездная болезнь проявляться после поражений. Там, скорее, неуверенность, закомплексованность. У нас то, и сборников не так уж много, 2-3 человека. Нас сложно сравнивать с Шахтером и Динамо, где много игроков выступают в составе различных юношеских сборных. Честно говоря, за своими ребятами такого явления, как звездная болезнь, не замечал, все наши футболисты довольно скромные. 

— В Украине часто встречается такая ситуация, когда футболист «теряется» при переходе из юношеского во взрослый футбол. Чем это можно объяснить?
— На самом деле, эта проблема встречается не только в Украине. Это проблема всей молодежи, по всему миру. Приведу пример: юношеская команда Арсенала (U-19) выиграла кубок Англии, и никто из того состава не сумел проявить себя во взрослом футболе. Мы видим такую же ситуацию с чемпионами Европы, россиянами (в 2006 году сборная России U-17 стала чемпионом Европы, — прим. HotSport.ua), из того состава лишь Прудников выступает на более-менее серьезном уровне. И та сборная Украины, которая стала чемпионом Европы в 2009 году, тоже подходит под это сравнение. То, что мы называем юношеским футболом, абсолютно нельзя сравнивать со взрослым футболом.

Проблема есть, и ее очень непросто решить. Причина, на мой взгляд, одна — если в детском футболе практически не ведутся единоборства, и внимание обращается больше на технический аспект, то во взрослом футболе уже нужно работать над силовыми единоборствами. Ни один тренер не позволит себе держат в команде футболиста, который не ведет единоборства и не играет без мяча. И если молодые люди не поймут, как перестраиваться, то им очень тяжело будет закрепиться во взрослом футболе.

— Какие сложности у вас возникают в работе?
— Честно говоря, сложностей нет, просто в работе с молодежью хочется, чтобы они стали профессионалами, быстрее взрослели, но, конечно, как у молодых людей, у них есть свои слабости, куча отвлекающих факторов. Хочется, чтобы футбол у них был на первом месте. Поэтому, мешают только такие вещи. Мы беседуем с футболистами, пытаемся их убедить, направить, говорим, что футбол для них главное.

— Вы — тренер, воспитывающий молодых игроков. Как смотрите на проблему лимита на легионеров?
— Мне кажется, лимит не решит проблему того, что украинский футболист будет качественней. Поэтому, я думаю, что-то изменять в этом плане сейчас не нужно. Сейчас в Украине оптимальный лимит. Если парень талантливый, то никакой лимит его не остановит: взять того же Ярмоленко или Коноплянку. Мы видим, если игроки конкурентоспособные, то они смогут демонстрировать хорошую игру, если же недостаточно конкурентоспособные, то они однозначно не пробьются в основной состав. Поэтому, проблемы лимита я не вижу. Чем больше качественных футболистов приезжает из Европы, тем больше возможностей расти у украинского футболиста.