Сегодня исполнилось бы 65 лет легендарному капитану, абсолютному рекордсмену по играм за “Днепр”, Роману Шнейдерману.

 

Уходят капитаны

 

Еще 24 февраля 2010 года Роман Григорьевич у себя дома принимал поздравления по поводу своего 63-летия. Звонили из ФФУ, приходили из областной и городской федераций футбола, не забывали ученики…Пожалуй, это было прощание. Ведь каждый прожитый день давался Роману Григорьевичу с невероятным трудом. Его пожирал диабет. Уже более полугода он не выходил из дому. Тренер дзюдоистов из спортивного клуба «Динамо-Силейр» рассказывал, что его ребята летом буквально на руках выносили Романа Шнейдермана подышать свежим воздухом. Точно также в свое время тяжелоатлеты опекали в последние дни свою легенду – олимпийского чемпиона Султана Рахманова…

 

Роману Григорьевичу за год до смерти предлагали лечь на операцию, но он не хотел. И продолжал заниматься делами городской (он там председатель) и областной (вице-президент) федераций, продолжал приходить тренировать детей. Несмотря на то, что любой шаг отдавался неимоверной болью, ведь каждый его палец был забинтован… А кроме того, он не оставлял инспектирования, работая на матчах премьер-лиги. Хотя, какие в таком состоянии командировки. Но ведь, и зарабатывать, как-то, надо было…

 

В то время когда Роман Шнейдерман выходил на поле, футболисты не зарабатывали миллионов, хотя конечно, и получали поболе обычного инженера, но насобирать себе на безбедную старость в тех реалиях было сложно. А тут еще и все сбережения с развалом Союза почили в иных карманах… А наиграл то он больше всех в истории «Днепра». Одних только матчей в чемпионате СССР в период с 1966-го по 1977 год – 360 насобиралось. Из действующих (на тот момент) футболистов «Днепра» ближе всех был Сергей Назаренко. Так вот чтобы Супер-Назик смог достичь такого показателя, 28-й номер днепрян должен был продолжать играть на подобном уровне еще лет пять… Справедливости ради, следует отметить, что Шнейдерману приходилось немало пыхтеть во второй группе класса «А» и в первой лиге, где за год у него доходило до 46 игр. Впрочем, это не умоляет его достижения… Да и травмы серьезные обходили его стороной. Правда, один из самых важных матчей той поры – победный четвертьфинал Кубка в Москве против «Спартака» – Шнейдерман пропустил из-за…аппендицита.

 

Я не случайно сопоставил Шнейдермана и Назаренко. Они ведь всю свою жизнь отыграли в одном клубе, воспитанниками которого и являлись. Сколько у нас таких, десятилетием верных своей команде в нынешнем чемпионате Украины? СаШо, Несмачный… и всё… Как там, у Ильфа с Петровым: «Таких теперь уже нету и скоро совсем не будет».

 

Роман Шнейдерман

 

Рома, Роман, Шнац…Так его называли партнеры по команде и болельщики, по свойски и с уважением. Весь Днепропетровск знал кто такой Роман, точно так же как уже упоминавшийся Султан…Шнац был самым любимым футболистом шефа «Днепра» директора «Южмаша» Александра Макарова. После того как завершил карьеру Анатолий Гринько Шнац взял из его рук капитанскую повязку. О том, как Рома подавал угловые и штрафные болельщики «Днепра» до сих пор рассказывают легенды. Жаль в то время голевые передачи не считали…

 

И ведь Роман, никогда не попадал ни в какие конфликты и был постоянным игроком основы при всех тренерах. Начал при Зубрицком, продолжил при Родосе, расцвел при Лобановском, засверкал при Каневском, ушел при Иванове. Тогда ему было 30 лет. По нынешним меркам вполне «играбельный» футбольный возраст. Но в ту пору переход к четвертому десятку означал шлагбаум для профессионального спортсмена. Тогда, правда, подобного понятия в нашей стране не существовало. В последний свой сезон Шнац завоевал с «Днепром» свой первый трофей, который так же был первым для днепропетровцев на всесоюзном уровне – Кубок «Советского Спорта».

 

«Днепр» был для Шнаца всем. В 1978 году он перешел на тренерскую работу – готовил дублеров. Кто знает, останься он еще на сезончик и возможно команда со своим капитаном задержалась бы в вышке. А так… По окончании последнего матча против московского «Локомотива» Шнац искренне плакал.

 

Параллельно с тренерской работой Роман Григорьевич взялся еще и за судейство, дослужившись на этом поприще до республиканской категории. Лично мне запомнилась товарищеская встреча между «Днепром» и молодежной сборной СССР в 1991 году. Шнац работал один, без лайнсменов. Всю игру, имея на тот момент уже приличный животик, он простоял в центре поля, лишь поворачивая голову да изредка давая свистки. И все по делу! В том числе и касаемые офсайдов!

 

Немало он и подготовил молодежи, в том числе для «Днепра». Один Руслан Ротань чего только стоит… В последние дни жизни Роману Григорьевичу было очень плохо. Отказала почка, он не мог ни есть, ни пить… Последовала госпитализация в областную больницу имени Мечникова, где он и провел три последних дня, готовясь к операции…

 

Дмитрий Москаленко