– Здравствуйте уважаемые телезрители. Удивительно, но сегодня мы будем говорить не о политике, и не о проблемах нашего жилищно-коммунального хозяйства, а поговорим о чем-то более приятном – о футболе. Сегодня у нас в гостях генеральный директор Днепра Андрей Стеценко. Здравствуйте Андрей!

– Добрый вечер!

 

– Скажите, а вам в сложившихся реалиях приятно говорить о футболе, о футбольном клубе Днепр?

–  Ну а почему нет? Всегда приятно говорить о футболе, потому что я этот вид спорта очень люблю на протяжении длительного времени и тут нет никаких проблем.

 

– Но при этом вы наверняка заметили, что в последнее время в Украине появилось много разного рода футбольных экспертов. Одни комментируют матчи, видимо это европейская традиция, другие выступают с оценками в футбольных телепрограммах, которых тоже много, и третьи просто обсуждают всё и всех, не знаю уж, чем они руководствуются, откуда-то беря информацию. Некоторые из этих людей дают категоричные оценки каким-то событиям, другие более сдержаны, корректны в комментариях, говоря, что для того, чтобы реально о чем-то судить  давать какие-то оценки, то нужно находиться внутри клуба. Вот вы уж точно знаете, что происходит внутри команды  клуба Днепр. Поделитесь с нами, пожалуйста, чтобы мы были все-таки аргументированы.

– Это достаточно пространный вопрос. По большому счету  ничего плохого не происходит. Конечно, я прекрасно понимаю, что опять же в этом сезоне мы займем свое «почетное» четвертое место, которые мы занимали уже…

 

– Нет, ну если бы мы сейчас шли где-то там в первой тройке…

– Безусловно, тональность была бы совсем другой. Но как говорится «маємо те, що маємо», четвертое место от нас никуда не уйдет, до более высоких вершин нам дотянуться вряд ли удастся в этом сезоне, потому что слишком велик очковый отрыв от лидирующей тройки команд. Можно говорить о том, что мы топчемся на месте, но с другой стороны может быть…

 

– Может быть, фундамент укрепляем?

– Да, укрепляем фундамент. Много появилось у нас новых игроков, новый тренер у нас, как вы знаете. Будем ждать и верить, что Днепр пойдет вперед.

 

– Но вот недовольных игрой Днепра, давайте будем объективны, сегодня больше, чем довольных. В тоже время, вот Рамоса брали на 4 года. Почему результат, вот болельщики или специалисты, требуют уже сейчас, через год?

– Ну, болельщики всегда требовательны. Они хотят, чтобы сразу и быстро. Но, наверное, так не получается…

 

– А руководители клуба?

– А руководители клуба терпят. Пока терпят ту ситуацию, которая есть. Мы неоднократно подчеркивали ту ситуацию, что мы пригласили этого специалиста с именем европейским, рассчитывали, что в обозримом будущем Днепр придет к каким-то вершинам в украинском футболе, но пока это не очень получается. Но пока готовы терпеть.

 

– Но ведь действительно нужно какое-то время…

– Безусловно, команда за год не строится. Сейчас прошел год после начала работы Хуанде Рамоса, контракт у него на 4 года, поэтому не знаю, сумеет ли он отработать все 4 года, но, по крайней мере, на сегодняшний день все в спокойном режиме, он продолжает трудиться.

 

– Тут вопрос хватит ли терпения?

– Ну конечно, как с любого тренера с него спрашивают результат, и если его не будет, то возможно могут быть какие-то пертурбации на тренерском мостике.  Но на данный момент об этом говорить не приходится.

 

–  Опять же, по мнению болельщиков и специалистов в том, что мы «маємо» их мнения в основном разделились на двое. Вот в том, что происходит, виноват либо Рамос и его команда, или во всем виноват Стеценко. Примерно идет такой посыл, что не может быть десять, там, плохих тренеров, я считаю со времен еще Грозного, и один хороший директор.

–  Сколько людей – столько и мнений. Я, конечно, понимаю, что наши болельщики заждались успехов, заждались призов, медалей или Кубков, но, к сожалению, приходиться констатировать, что чего-то нам все время не хватает. Если ряд людей считает, что во мне камень преткновения – это их мнение, пусть так считают. Тренеры действительно много раз менялись, это обычный процесс. Мало тренеров в европейском и мировом футболе, которые работают очень длительное время в одном клубе. Можно вспомнить разве что пример Манчестер Юнайтед и Алекса Фергюссона, но у нас, естественно, все меняется…

 

– Но кроме вас…

– Но я ведь тоже человек подневольный. У нас есть акционеры и они считают, что я со своей работой справляюсь, и не собираются менять коней на переправе. Вот так оно и происходит.

 

– А не стоял так вопрос, может раз так, то на время отойду, пусть попробуют. То есть отойти от дел и как бы, не мешать, если существуют такие предпосылки.

– А вы считаете, не мешать кому?

 

– Тренеру.

– А я ему не мешаю. У нас каждый занимается своим делом. Тренер – тренирует, а я занимаюсь своими вопросами, скажем так,  материально-технического обеспечения для тренировочного процесса. В меру своих сил и возможностей. В меру тех рамок, которые определены нашим акционером.

 

– А кто у вас сейчас главный? Или у вас разделено: Рамос главный и непререкаемый по спортивной части, а вы по административно-хозяйственой.

–  Ну я же говорю, что у нас полномочия роли разделены. Он отвечает за тренировочный процесс, подготовку команды к матчам, проведение этих матчей чисто в футбольном плане, а я должен сделать так, чтобы команда ни в чем не нуждалась.

 

– Вот слышно много упреков, когда что-то не так начинают искать причины, и одна из них считается ошибки в селекционной работе. Мол, не те игроки были приобретены. Как вы это оцениваете?

–  Безусловно, та селекционная работа, которая была проведена за последнее время –признать ее удачной нельзя. Это однозначно, потому что достаточно много футболистов было приобретено и в принципе тот результат, который мы на сегодняшний день имеем, позволяет говорить о том, что не все они недостаточно качественно заменили тех игроков, которые покинули Днепр.

 

– Но сами по себе в Европе они неплохо играли…

– Да, сами по себе они неплохого уровня, но видимо что-то не получается, по видимому этот вопрос лучше адресовать тренерскому штабу. То есть, в принципе естественно они брались как футболисты известного уровня, многие и них представляют сборные своих стран. Почему у них не получается, еще раз говорю, что тот же Рамос говорил, что некоторым футболистам нужно длительное время для адаптации. Возможно, он прав и нам придется только ждать и пытаться найти других игроков, которые укрепили бы наши ряды уже в зимнее межсезонье.

 

– А кто принимает окончательное решение, на предмет брать или не брать того или иного игрока?

– У нас есть селекционная служба, которая подбирает футболистов, потом Хуанде Рамос принимает решение, нужен ли ему игрок такого плана или нет по своим характеристикам и качествам, а окончательное решение естественно принимает Игорь Валерьевич Коломойский, который  сопоставляет вопрос качества футболиста и его трансферной стоимости, потому что достаточно серьезные деньги мы платим за игроков. То есть окончательное решение за ним.

 

–  Все обсуждают, наверное, тоже больной вопрос для болельщиков – это о Назаренко. Так чья это была инициатива – его переход?

 

– Понимаете, тут сошлось очень много факторов. С одной стороны  тренер, по большому счету, не отстаивал этого футболиста, потому что он посчитал, видимо. Что он очень возрастной игрок и на его позицию уже были сделаны ряд приобретений, с другой стороны и мы посчитали, что Сергей…Мы немного не сошлись, даже не в сумме личного  условия контракта, сколько в его сроке. Мы предложили ему контракт сроком на один год, а Таврия на три или четыре года и естественно, что любой футболист, который хочет обеспечить свое будущее…

 

Борис Васильев– Тем более карьера близится к завершению…

– Да, будем смотреть правде в глаза, карьера его идет к своему завершению и Сергей принял такое решение. А мы вынуждены были принять его решение.

 

– А чем Андрей Русол сейчас занимается?

– Русол сейчас занимается в нашей скаутской службе. Пока он занимается наравне с другими нашими специалистами поиском новых игроков.

 

– То есть, с футболом он полностью закончил? Просто ходила в интернете информация, что он делал какие-то повторные экспертизы…  

– Нет, он сделал очень много, как вы говорите экспертиз, по поводу своих проблем со спиной,  но все эти экспертизы закончились тем, что врачи ему рекомендовали закончить с футболом, потому что физические нагрузки в дальнейшем могут негативно сказаться на его здоровье.

 

– Хуанде Рамос нормальное селекционное приобретение или есть вопросы? Это ведь главная селекционная фишка года…

–  Безусловно, потому что на определенном этапе руководство клуба считало, что мы топчемся на месте и для того, чтобы сделать качественный скачок вперед, естественно, нужен был маститый специалист с именем и приняли решение остановиться на этой кандидатуре. Правда, пока и у него не все получается. Но подождем, посмотрим, будем верить.

 

– А если быть объективным, то всех своих, наверное, уже перепробовали: Протасов, Бессонов…Скажем так, не такой большой пул украинских тренеров-специалистов.

– Конечно, на Украине сложно найти хорошего тренера. Хотя есть неплохие, особенно молодые тренеры. На мой взгляд, тот же Юра Максимов, который возглавляет Кривбасс, достаточно перспективный специалист, но, правда, ему еще надо опыта набраться, для того, чтобы работать с ТОП-клубами. Надо просто держать руку на пульсе…

 

– Ну, вы, видимо, поближе его и держите…

– Ну, можно и так сказать.

 

– Не кажется ли вам, что при такой частой смене и миграции тренеров в футбольном клубе Днепр, они действительно часто меняются. Так вот может настать такой момент, что ни один серьезно уважающий себя европейский тренер, просто не захочет сюда прийти. Опасаясь, что опять же какие-то цели поставить, задачи, сроки, а потом его же начнут здесь…

– То есть, вы опять приходите к мнению, или пытаетесь меня к нему склонить, что ему кто-то мешает?

 

– Нет, нет, нет. Просто если взять такую ситуацию. Вот вы приглашаете, к примеру, ну что-то с Рамосом, пусть он и четыре ода отработает, но потом встает вопрос о новом тренере: зарубежный, с именем. Вы начинаете такую работу вести, а начинаются ответы: «А-а, Днепр, там же 10 или 15 тренеров поменялось, нам это не пойдет, стабильности нет».

– Сложно об этом говорить, но если взять, к примеру, тоже киевское Динамо, то там тренеры меняются еще чаще, чем у нас за последнее время. И, тем не менее, находят они возможности приглашать специалистов. Того же Юрия Палыча Семина, хотя он один раз и покинул ряды динамовские, но потом, видимо руководство клуба сумело его переубедить. Я думаю, что прямой связи тут искать между частыми сменами тренера и возможным приглашение специалистов, даже из-за рубежа, искать не стоит.

 

– Может все дело в задаче, которую поставили перед Рамосом или, которую Рамос сам поставил пред собой. Мы постоянно слышим, что он говорит о  создании какого-то великого клуба, великой команды. И слушается это так…скептически. Может не нужно сейчас говорить о великом клубе? Может не строить пока его, а построить крепкий, хороший, со своей игрой, с результатами боеспособными?

– Полностью с вами согласен. Считаю, что одной из причин наших неудач, является то, что мы постоянно теряем очки с командами, которые ниже нас классом. Никто ведь не скажет, что у Кривбасса, я имею в виду последнюю игру, игроки выше классом, чем в Днепре. Мы знаем, что основная масса футболистов, которые там играют, то те, кто по каким-то причинам не подошли нашей команде. И такие команды как Кривбасс мы просто обязаны обыгрывать. И таких примеров в этом сезоне много: модно вспомнить два проигрыша Волыни в чемпионате и Кубке, поражение от Зари. Вот от этого синдрома, какого то, слабой игры и потерей очков с командами, которые ниже нас уровнем, мы никак не можем избавиться. Ни при предыдущих наставниках, ни при Хуанде Рамосе. Не могу сказать, что это одна причина наших турнирных стратегических неудач, но то, что это одна из главных причин – это однозначно. Поэтому, говоря о том, что надо потихоньку – согласен. Надо научиться обыгрывать такие команды, поставить команде игру, чтобы она привлекала зрителей, чтобы она радовала глаз. Постараться занять хотя бы третье место. Не надо сразу место в Лиге Чемпионов, не надо какие-то заоблачные дали. Давайте в следующем сезоне постараемся занять третье место. Давайте постараемся выйти в групповой этап Лиги Европы, нам это тоже не удается на протяжении некоторого времени. За Кубок реально побороться. Это никакие нереальные задачи и нереальные цели. Просто надо поднапрячься. Я больше чем уверен, что с тем кадровым потенциалом, который у нас есть, тренерским штабом, который у нс есть – грамотным и европейски подкованным, мы вполне можем достичь этих минимальных задач. Будем ждать.

 

– Несколько технических вопросов. Будет ли зимой усиление, на каких позициях, и какую сумму готов выделить учредитель клуба?

– Естественно, что усиление будет. Мы говорили об Андрее Русоле. Нас немного выбила из колеи его раннее расставание с карьерой футболиста. Сейчас у нас всем понятная огромная проблема в центральной зоне обороны, потому что у нас фактически всего футболиста на этой позиции – Виталий Мандзюк и Евгений Чеберячко. В команде не может быть всего два центральных защитника. И сейчас все наши усилия направлены на поиск как минимум одного игрока на эту позицию, а лучше еще и двух.

 

– В основном за рубежом?

– Да, в основном за рубежом. Вы же знаете, что в сборной Украины играют в основном защитники из Шахтера…

 

– Тоже не самая сильная линия обороны…

–  Ну, мы не будем об этом говорить – это не наши вопросы. Так вот заполучить игрока из Шахтера очень тяжело, они им и сами нужны. Так что наш вектор в основном ориентирован за рубеж. Могу сказать, что уже два игрока, которых мы приглашали, просто отказались переезжать в Украину. К сожалению, они не охотно идут на эти переговоры, и даже солидные суммы контрактов их не очень привлекают.

 

– Чемпионат, страна…

– Да, скорее всего, да. Потому что футболисты достаточно известных европейских клубов, игроки национальных своих сборных, они больше смотрят в сторону Англии, Италии, Испании…

 

– Говорили много о газоне. Второй газон постелили, и опять никуда не годится, не прирослась трава. Я уже слышал от вас, что по окончании сезона будут менять газон. Какой он будет?

– Если говорить о том газоне, который у нас лежит сейчас, то проблема там только в том, что он технологически был неправильно постелен. Там неправильно была сделана подушка. Об этом говорят все специалисты, которых мы приглашали.  Будем естественно се это переделывать. Придется терпеть еще всю весну, потому что зимой газон не переделаешь, а весной начнутся игры..

 

– Видно, что какую-то часть потенциала игроки теряют на этом газоне.

– Тут нет вопросов, тут нечем, как говориться крыть. У нас собраны техничные футболисты, которым нужно ровное хорошее поле, мы это прекрасно понимаем, и с себя вины не снимаем. Так что после последнего матча чемпионата сразу начнется работа по укладке нового газона. Там будет много времени до нового сезона – два с половиной месяца и он успеет прижиться. Кто будет этим заниматься, пока сказать не могу. Изучаем предложения от людей, которые делали газон в Харькове, изучаем предложения людей делавших газон на Донбасс-Арене, изучаем предложение европейцев, тех кто делала поле на Альянс-Арене и несколько стадионов в Англии. Думаю, что к новому году мы примем окончательное решение, кто будет этим заниматься. Нам благоприятствует то, что впереди будет Евро-2012, правда, к сожалении, у нас в Днепропетровске его не будет, но зато за это время мы приведем поле в порядок.

 

– В общем, все складывается к одному. Будет хорошо выращенный газон, пройдут зимние и летние сборы, то есть в следующем сезоне можем выстрелить.

– Следующий сезон, это не то, что будет весной, а уже после Евро. И хочется верить, что будет лучше,  но я уже предвижу, что и там могут быть проблемы. Многие игроки будут играть в своих национальных сборных, устанут, не вовремя восстановятся…

 

– Это сильно сказывается, когда они возвращаются из сборных?

–  Они возвращаются выхолощенными. Потому что они там отдают очень много эмоций, устают чисто морально и психологически и перестроиться, скажем, с матча против сборной Германии, я имею в виду нашу сборную, на матч против Кривбасса. То есть, Евгений Коноплянка в матче с Германией и Евгений Коноплянка в матче с Кривбассом –это два разных Евгения.

 

– Вот зная о команде все, вы все так верите в то, что Днепр на правильном пути?

– Я считаю, что нужно идти шаг за шагом. В следующем сезоне надо попытаться уж не знаю, кого обогнать, но занять третье место и войти в группу Лиги Европы. Добьемся этого – дальше будем смотреть. Мы хотим всего и сразу, но так не бывает. Хотя я понимаю, что на протяжении 15 лет мы все чего-то хотим, и мне уже в вину это ставят, что за 15 лет, самые лучшие годы жизни, и о чем-то внукам нужно говорить, что отданы годы футбольному клубу и ничего не выиграл и не добился.

 

Дмитрий Москаленко