Одним из самых интересных противостояний на этой стадии 1/8 финала Кубка Украины станут встречи Волыни и Днепра. Знатоки футбола со стажем обнаружат в них не только современные нотки, но и исторические: в свое время Виталий Кварцяный и Мирон Маркевич вместе работали в луцкой команде, которая тогда называлась Торпедо.

 

 

 

 

 

Накануне очередного поединка их нынешних клубов онин поучаствовали в заочном диалоге, ответив на равное количество одинаковых вопросов.

 

— Ваш первый совместный матч, проведенный бок о бок в тренерском штабе луцкого Торпедо, помните?
Кварцяный: — Это было в сезоне-1985, в стартовом матче со СКА в Одессе. Тогда Торпедо сыграло вничью — 2:2. Два мяча нам забил молодой Стрижаков, а в нашей команде дублем отличился привезенный Маркевичем в Луцк нападающий Козак. В тренерском же штабе Торпедо я появился в декабре 1984-го, перейдя из другого луцкого коллектива — Прибора.

 

Маркевич: — Точного ответа дать не смогу — это было так давно… Торпедо я принял в 1984-м, а в конце года пригласил в штаб Кварцяного. До этого Виталий Владимирович работал играющим старшим тренером в местном Приборе, который на то время был одним из лучших коллективов физкультуры Украины. В ту пору он был молодым, кучерявым. (Улыбается). Рад, что я тогда сделал правильный выбор. В тренерской роли Кварцяный себя оправдывает до сегодняшнего дня, успешно руководя Волынью. И в том, что область имеет представителя в премьер-лиге, во многом его заслуга.

 

— На какой год приходится ваше первое соперничество по разные стороны баррикад?
Кварцяный: — Честно говоря, сразу и не вспомню. Кажется, это произошло в 1988-м, когда Маркевич работал в Хмельницком. В первом круге мое Торпедо проиграло Подолью на выезде 0:4, а в Луцке была ничья 0:0. Помню, в том матче мы делали все, чтобы взять реванш, но не удалось — наш игрок Дикий не реализовал пенальти в ворота голкипера Чебана. В Подолье тогда была сильная команда — в ней играли Юрчишин, Леськив, Аргудяев, Муравский, тот же Чебан, Снигур. Выиграть у хмельнитчан тогда было очень трудно.

 

Маркевич: — (Не задумываясь). Это было спустя несколько лет в бытность главным тренером Подолья, куда я перешел из Торпедо. В домашнем матче моя команда выиграла, а в Луцке, если не ошибаюсь, была ничья. Помню, что на поединок в Хмельницком собрался полный стадион, даже существовала проблема с билетами. Хорошая была игра, ведь в ту пору в Подолье подобрался классный коллектив.

 

— Ваши взгляды на футбол совпадают?
Кварцяный: — Они часто совпадали. Когда мы работали вместе, у нас никогда не было разногласий. Иногда Маркевич предоставлял мне возможность проводить тренировки самостоятельно — с тем, чтобы я был всегда готовым к работе. За дело брался охотно — хотел, чтобы главный тренер остался доволен! Мирон Богданович редко делал какие-то замечания, так как я хорошо чувствовал, чего он хочет. Если Маркевич, возможно, и был чем-то недоволен, то этого никогда не показывал. Он всегда давал позитивную оценку, что меня вдохновляло.

 

Маркевич: — Во многом — да. Футбол един, но к нему можно подходить с разных позиций. У Виталия Владимировича наверняка есть свое видение, у меня — свое. Хуже всего, когда кого-то копируешь.

 

— Какие отличительные особенности в стиле игры команды вашего бывшего соратника, а теперь оппонента, вы заметили?
Кварцяный: — Маркевич всегда любил иметь дело с футболистами, играющими в пас и умело работающими с мячом. Ему импонировали игроки, действовавшие нестандартно. В Луцке у нас был хороший коллектив, Мирон Богданович привез группу классных исполнителей — упомянутых мною Юрчишина, Леськива, а также Федюкова, Лужного. В Торпедо было много футболистов, которые постоянно прогрессировали и были на виду у высшей лиги. Сторчака и того же Федюкова в начале 1985-го забрали в Днепр, а впоследствии в команды рангом выше уходили и другие игроки — Мозолюк, Крищишин, Бенько, Федецкий…

 

Маркевич: — Кварцяный исповедует силовой футбол. Я подметил, что он любит игроков рослых, высоких. У него всегда подбирались атлетичные команды, играть с которыми было тяжело. Особенно в Луцке.

 

— Какие качества вам больше всего импонируют в вашем коллеге?
Кварцяный: — Он сильный педагог. Маркевич умеет по-мужски выдержать паузу, чтобы принять серьезное решение. Никогда не говорит лишнего, иногда приходится догадываться, что же он думает. В процессе работы Мирон Богданович чаще бывает немногословным, задумчивым. Но, несмотря на скромность, он может дать указания в довольно жесткой форме. Вместе с тем ему никогда не были свойственны гонор, эгоизм и жадность — он мог поделиться последним куском хлеба. Мы могли собраться за ужином, чтобы обсудить рабочие дела, выпить по стакану вина, поговорить. Маркевич всегда считался с каждым членом коллектива — будь то врач, массажист или водитель автобуса. Всех считал равноценными работниками клуба. От моего старшего коллеги в работе всегда исходила уверенность и спокойствие по поводу будущих достижений. Это было заметно по его манерам, вдумчивости. Мирон Богданович всегда ставил перед собой высокие цели, и многих ему удалось достичь. Он тренировал сборную Украины, работал в сильных клубах, регулярно выступающих в еврокубковых турнирах.

 

Маркевич: — Его беззаветная преданность футболу. Любимое дело у него стоит на первом месте. Если человек горит футболом — значит, у него непременно что-то получится.

 

— После совместной работы в Торпедо с вашим коллегой в нефутбольной обстановке виделись часто?
Кварцяный: — Да. Когда я работал в Польше, мы договаривались с Маркевичем о проведении товарищеских игр с его Карпатами. Так было и когда Мирон Боданович работал в Харькове — с Металлистом он приезжал на спарринги в Луцк. Наши команды также проводили сборы в Крыму. С Маркевичем мы часто встречались на лицензировании и аттестациях. А еще — во время его частных визитов в Луцк. Для него это один из родных городов, где он не раз работал. Луцкие болельщики до сих пор его помнят и любят.

 

Маркевич: — Ну конечно! С тех пор, как мы стали вместе работать, прошло почти тридцать лет. За это время встречались неоднократно — как в неформальной, так и в формальной обстановках. (Смеется). Я вообще люблю в Луцк приезжать, ведь там начиналась моя тренерская карьера. Всегда испытываю радость, нанося визиты в этот город. В нем у меня осталось много знакомых и коллег, среди которых и Кварцяный.

 

— У вас много общих друзей?
Кварцяный: — Да, есть такие. И во Львове, и в Луцке. А еще в Хмельницком, Запорожье и Кривом Роге, где по удивительному стечению обстоятельств работал и Маркевич, и я. В основном это, конечно же, футбольные люди. Хотя есть и представители других видов деятельности, не связанных со спортом.

 

Маркевич: — Разумеется. Знаете, когда мы с Виталием Владимировичем начинали в луцком футболе, в стране все было совершенно по-другому. Нам есть с чем сравнивать. В ту пору были свои плюсы и минусы, теперь — свои. Во всяком случае, есть что вспомнить.

 

— В чем, кроме футбола, ваши с коллегой вкусы совпадают?
Кварцяный: — В отличие от меня, Мирон Богданович больше тяготеет к искусству, культуре — он предпочитает любоваться архитектурой, посещать театры, музеи, бывать на экскурсиях. А еще он любит рыбалку. Возможно, немного позже тоже начну приобщаться ко всему этому. А пока нас с Маркевичем объединяет выпуск книг. Больше мне нечем похвастаться. (Улыбается).

 

Маркевич: — Трудно сказать. (Ненадолго задумался). Наверное, любим все красивое. (Смеется).

 

— Много ли было кубковых матчей, в которых вашей команде противостояли подопечные вашего коллеги?
Кварцяный: — Не помню уже. Вроде таких игр не было. С Металлистом в Кубке моя Волынь не пересекалась, да и Подолье с командами Маркевича тоже не играло. То же могу и сказать о другом клубе, в котором я работал, — запорожском Металлурге (еще в одном, в Кривбассе, Виталий Кварцяный трудился лишь в период межсезонья — Прим. В.К.).

 

Маркевич: — Навскидку и не вспомню. Может, в период моей работы в Карпатах… В моей тренерской карьере было больше тысячи матчей — разве все упомнишь?

 

— В нынешнем сезоне Волынь и Днепр встречались во втором туре чемпионата. Что из событий этого матча отложилось в памяти больше всего?
Кварцяный: — Подтвердился известный факт: хороша та команда, которая умеет использовать голевые моменты. У Днепра они были, и днепропетровцы один реализовали. У нас же шансов хоть и было больше, мы ими не сумели воспользоваться. Это говорит о том, что нам есть над чем работать.

 

Маркевич: — Та игра в целом была равной. Нельзя сказать, что Днепр соперника превосходил. Хотя при счете 0:0 Волынь могла нас наказать, но команду выручил голкипер Бойко. А вот в конце матча доминировали уже мы — забили мяч и могли отличиться еще раз. После того поединка я сказал, что Волынь минимум на ничью наиграла.

 

— Позади четверть чемпионата. Соответствует ли место, занимаемое командой вашего коллеги, ее игре?
Кварцяный: — Я думаю, да. Абсолютно. Единственная потеря очков Днепром пришлась на матч с Ворсклой, которой в играх с днепропетровцами на протяжении многих лет везет.

 

Маркевич: — Очка три-четыре Волынь недосчиталась. Мне удалось посмотреть ее игру в Одессе с Черноморцем, в которой лучане показали хороший футбол. На мой взгляд, в той встрече они должны были выигрывать. В частности, забей Бикфалви пенальти — наверняка так и было бы.

 

— Какую игровую линию соперника считаете наиболее сильной?
Кварцяный: — У Днепра таковой считается средняя, где уверенно выглядят не только Коноплянка и Ротань, но и другие высококлассные футболисты — Бруну Гама, Кравченко, Канкава. Несмотря на молодость, хороший футбол нынче показывает и Лучкевич.

 

Маркевич: — Пожалуй, полузащиту. Там у Волыни есть неплохие футболисты, среди которых и несколько арендованных у нашего клуба. Мы за ними пристально следим.

 

— Есть ли кадровые проблемы, которые вам предстоит решать накануне субботнего кубкового поединка?
Кварцяный: — У нас многих игроков не хватает. Хотелось бы, чтобы подтвердил свои возможности Федорчук. Он отсутствовал месяц, теперь же проходит реабилитацию. Накануне он уже работал с мячом, и было бы неплохо, если бы он уверенно заявил, что готов играть. Сумеет проявить себя на 70 процентов — уже и это будет неплохо.

 

Маркевич: — У меня в Днепре, к сожалению, так сложилось, что кадровые проблемы имеются всегда. Они возникают практически после каждого матча. К этому уже привык, поэтому решаю их на ходу. Мы невольно приспособились обходиться без ключевых футболистов, поэтому в отсутствие Коноплянки, Матеуса, Шахова и Мандзюка будем исходить из того, что есть. Я буду только рад, если они вернутся в строй как можно скорее.

 

— Ближайший матч для вашей команды — встреча с конкурентом в борьбе за выход в четвертьфинал или бой с принципиальным соперником?
Кварцяный: — Разумеется, больше думаем о четвертьфинале. Мы рады, что по жребию выпал Днепр, но вместе с тем сожалеем, что соперником не стала команда послабее. Иначе могли бы рассчитывать пройти в очередную стадию гораздо легче. Но как бы то ни было, Днепр — хороший экзамен для нас. Может, футболисты раскрепостятся и не будут выглядеть зажатыми, как это было в недавнем матче с Динамо. Мне важно, чтобы к подопечным вернулась уверенность. Если же говорить о шансах, то в процентном соотношении они на сегодняшний день выглядят как 60 на 40. В пользу Днепра.

 

Маркевич: — Учитывая, что на данном этапе Кубка Украины дуэль состоит из двух матчей, стратегия соперничества выглядит иначе, чем в чемпионате. Буду рад, если Днепр в Луцке не проиграет.

 

— Каким вам видится ближайший кубковый матч?
Кварцяный: — Боюсь, чтобы мы первыми не пропустили в начале игры и команда морально не надломилась. В недавней встрече с Динамо мы не должны были так споткнуться, чтобы мне затем пришлось возвращать команду в нормальное состояние. Очень хочу понять, что произошло в киевском матче, — это для меня главное. В кубковой игре с Днепром мне как тренеру важен хороший футбол. Возможно, кто-то из выступающих в Волыни игроков в дальнейшем сможет заинтересовать Маркевича. Все зависит от них самих. Это касается как наших футболистов, так и тех, кто находится у нас в аренде от Днепра. По поводу последних скажу вот что: важно, чтобы они сумели проявить себя с лучшей стороны, оправдав ожидания Мирона Богдановича. Если это произойдет — значит, в Волынь они попали не зря.

 

Маркевич: — Игра для нас будет непростой, и я это понимаю. Особенно если учитывать, что луцкая команда в родных стенах выглядит достаточно уверенно. Мы же мыслями уже во Франции (2 октября Днепр ожидает матч группового раунда Лиги Европы с Сент-Этьеном. — Прим. В.К.), но не стоит забывать, что до еврокубковой игры нас ожидает первый кубковый поединок с Волынью.

 

— Какие пожелания высказали бы своему коллеге?
Кварцяный: — Хотел бы пожелать Мирону Богдановичу оставаться таким, каким он есть. Все, кто знает Маркевича, воспринимают его как хорошего тренера и позитивного человека, который всегда считается с проблемами других и всем помогает. В тренерской же работе желаю моему коллеге сыграть в финале Лиги чемпионов.

 

Маркевич: — Прежде всего, хочу пожелать ему здоровья, ведь удерживать футбол на Волыни не так-то просто. Для этого нужно много сил и энергии. Ну и любить футбол так же, как Кварцяный любит его всегда…

 

 

sport-express.ua