Леонид Колтун — бессменный страж ворот «Днепра» 70-х. Как игрок, а потом тренер служил верой и правдой нашей команде 20 лет. Воспитал всех «золотых» вратарей «Днепра». После — других известных вратарей Украины и России. Как главный тренер был успешен в клубах Украины, России и Китая. Но годы, проведенные в «Днепре», считает лучшими в жизни. Леонид Яковлевич  в рамках акции «Днепр-чемпион», поделился с нами воспоминаниями о чемпионстве «Днепра» 1983 года. 

 

— Леонид Яковлевич, как вы пришли в футбол и почему решили стать вратарем?

— Родился я в городе Харькове. Жил возле стадиона, который сейчас называется «Металлист», а раньше — «Дзержинец». С детских лет видел, что там происходило. Где-то лет в шесть я решил, что хочу быть только вратарем. Постоянно стоял за воротами, смотрел, как они играют.

— Ворота «Днепра» вам предложил защищать Валерий Васильевич Лобановский?

— Да. В 1969 году я играл за кировоградскую «Зирку». В начале сезона мы играли с «Днепром». Это первая лига. В Днепропетровске выиграли 2—1. Тогда Валерий Васильевич увидел, что я умею стоять на воротах. Во втором круге, когда «Днепр» приехал в Кировоград, он позвал меня к себе в гостиницу и пригласил в команду «Днепр». А я травмированный был. Мениск. Немного боялся сначала. Но Валерий Васильевич сказал: тебя вылечат, со следующего сезона будешь играть в «Днепре». Так и получилось. В мае 1970-го года я переехал в Днепропетровск.

— Вы уже были одним из тренеров «Днепра», когда пришли в команду Емец и Жиздик. Как это было?

— После ухода Лобановского, а потом Каневского «Днепр» начал медленно опускаться вниз. Приходили новые тренеры, но ничего не менялось. Хорошо, что вышли в высшую лигу. Но опять занимали последнее место с отрывом в пять очков. Тогда руководство решило не искать тренеров-спасителей на стороне, а пригласить своих, местных, которые работали в Никополе. Это было не простое решение. Юрий Сергеевич Бурмак, председатель спорткомитета, убедил первого секретаря Бойко в том, что не надо бросаться в крайности. Так пригласили Емца и Жиздика. А ведь многие были против. Мало кто верил, что они смогут, приехав из Никополя, успешно тренировать команду высшей лиги. Даже «колхозниками» их называли, потому что из «Колоса» пришли. А оказалось, что эти люди были гениальные. Знали, как делать команду. Когда они пришли, команда была разобрана. В ней было много случайных людей. Они привели с собой лидеров «Колоса» Игоря Надеина, Бориса Шуршина и Сашу Погорелова. Потом Володю Кобзарева взяли, который службу заканчивал. Немного привыкли к высшей лиге, а потом начали выигрывать. Тот год закончили на 8-м месте. Хотя вначале были аутсайдерами. А через два года мы стали чемпионами.

— Почему, на ваш взгляд, именно эти тренеры привели «Днепр» к чемпионству?

— Многие «специалисты, которые все знают», не понимали, как эти люди могли приехать из Никополя и перевернуть весь советский футбол. А оказалось, что Емец и Жиздик знали, как создать команду. Как заинтересовать и мотивировать. Знали, откуда брать деньги. В те времена деньги никто не приносил. Повторюсь, эти люди были гениальны. Если б они не пришли в «Днепр», то ничего б не было. Ведь именно они создали футбольный интернат. Поддерживали футбольную школу «Днепр-75». Для примера, расскажу такой случай. Команда выиграла несколько игр, а денег на премии не было. Мы собрались тренерским штабом. Емец и Жиздик говорили, что они все свои деньги собрали, и попросили нас последовать их примеру. Деньги футболистам надо платить вовремя — это закон Емца и Жиздика. Все тогда принесли свои деньги. Даже водители. На таких принципах Владимира Александровича и Геннадия Афанасиевича и строились успехи «Днепра».

— Как складывались ваши отношения с Владимиром Емцем и Геннадием Жиздиком?

— Я считаю, что работа с этими людьми — это лучшие годы моей жизни.

— Такая должность, как тренер вратарей, впервые в «Днепре» появилась?

— Да. Это идея тоже Емца и Жиздика.

— Расскажите о ваших подопечных, о вратарях. Как с ними отношения складывались?

— В «Днепре» всегда была большая конкуренция. Если выбывал один вратарь, то замена происходила безболезненно. Был Консевич, который пришел со второй лиги. Со львовского СКА. Если выбывал Краковский, он спокойно его заменял. После Краковского был Городов. В «Днепре» были хорошие вратари. Сейчас, если получил травму вратарь, у команд паника. У нас никогда такого не было. Было такое условие: в 11.30 вратари выходят на тренировку. Каждый день. И не важно — тренируется команда или нет. Хоть камни с неба.

— Какой, на ваш взгляд, матч в «чемпионском» 1983-м был самым тяжелым?

— Когда начали реально бороться за чемпионство, все матчи были тяжелые. Осталось четыре игры до конца сезона, и мы играли в Одессе с «Черноморцем». Все вокруг только и говорили, что «Черноморец» отдаст игру. Вокруг этой игры много было шума-гама. Приехали люди с Москвы, с федерации футбола. Эту игру мы проиграли 0—1. Если б мы выиграли, я не знаю, чтобы было. Потом игра в Кишиневе с «Нистру». Команду закрыли на базе за неделю. Подключили и милицию, и КГБ. Это был приказ с Москвы, чтоб не было случайных контактов. В Кишиневе была очень тяжелая игра. Мы выиграли 1—0. И последняя, со «Спартаком», там все было поставлено на карту. Тогда вся машина советского футбола работала против того, чтобы «Днепр» стал чемпионом.

— Последняя игра со «Спартаком». Что на тренерской скамейке происходило?

— Напряжение даже до игры было большим. Мы выехали с базы, и у нас автобус заглох на дороге. Представьте, а футболисты люди суеверные. Вышел водитель, у него ноги трясутся. Он только прикоснулся к крышке, и мотор заработал. Автобус от всеобщего перенапряжения заглох? Не удивлюсь, если это так. Я сидел рядом с Емцем. Мы ехали до стадиона сорок минут. Все это время его трясло. Жиздик одну сигарету за другой курил в автобусе. Хотя в автобусе никто и никогда не курит. По автобусу мухи летали, и их было слышно. Нервы у всех на пределе. Впервые в жизни решалось всё.

— Какими были ваши ощущения и эмоции после финального свистка?

— Эмоций уже никаких не было. Все были выжаты, как лимон. Радовались, целовались. Эмоции появились позже. После игры пришел первый секретарь Бойко и сказал, что он нас поздравляет, но завтра в 9.00 все должны быть на демонстрации. Все всю ночь праздновали, но в 9.00 были как штык. Дисциплина.

— Как чемпионство изменило вашу жизнь в целом?

— Конечно, изменило. Надо было предъявлять себе другие требования. И соответствовать этим требованиям. Мы чемпионы, и этот опыт надо было учитывать и идти дальше. Нельзя было стоять на месте.

— Не могу не спросить вас о работе в Китае. О ваших достижения после «Днепра» в клубах Украины и России известно, или при желании легко узнать. Но вот о тренерской работе в Китае известно мало. Леонид Яковлевич, как вам работалось в Поднебесной? Каких успехов ваша команда добилась там?

— Прекрасно работалось. Когда я туда приехал, в украинском футболе была разруха. Денег не платили. Конечно, было очень не просто. К тренеру иностранцу требования высокие. Живешь, как в стеклянном доме. Все твои действия контролируются. Плюс, другой менталитет. Много здоровья там потерял. А успехи были хорошие. Мы боролись за выход в их высшую лигу. Не вышли, при равенстве очков была разница хуже. Причем, всего на два мяча. Обидно было. Если бы мы вышли по контракту, мне бы дали премию в 100 тысяч долларов. Тогда это деньжища, да какие (смеется).

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— Заслуженный футбольный пенсионер. Пишу мемуары. Общаюсь с журналистами. Возраст какой (смеется). Тренер — это такая работа, когда работаешь 24 часа в сутки. Мозги кипят. Тренер, я считаю, должен работать до 60-ти. Максимум — 65 лет.

— Ваше отношение к акции «Днепр — чемпион». Какой вы видите ее итог?

— Мое личное пожелание, чтобы в Днепропетровске увековечили память Емца и Жиздика. Очень хочется, чтоб в честь этих великих людей улицы назвали. История очень много значит. Благодарен тем людям, которые помнят историю и хотят нашу победу отметить. В этом и есть все традиции. Команда без традиций жить не может.

— Ваши пожелания команде «Днепр» и ее болельщикам.

— Болельщики уже заждались больших побед. Пора уже выигрывать. Игроки и тренеры хорошие для этого есть. Это не для «Днепра» занимать третье-четвертое место. «Днепру» по силам бороться за чемпионство. От всей души этого я им и желаю.

Беседовал Андрей Тропин

http://zorya.org.ua/