Матос: Думал недолго
Во время сбора в Винниках состав Днепра пополнил хорошо известный в Украине бразилец Лео Матос. Футболист, приехав в расположение нового клуба, прошел медосмотр и подписал 4-летний контракт.
В первые дни пребывания на сборе Матос работал по индивидуальной программе, добирая недополученную нагрузку, после чего влился в общую группу. Во время игровых упражнений он неизменно занимает позицию правого защитника.
На приглашение отреагировал быстро
— Сколько времени прошло между тем, как вам поступило предложение из Днепра, и тем, как вы дали согласие на переход?
— Не очень долго думал я над этим предложением. Были и другие варианты продолжения карьеры, но на встрече исполнительный директор Днепра Андрей Русол — приятный, серьезный, терпеливый человек — очень подробно рассказал о том, что ждет меня в новой команде. Я пять лет нахожусь в Украине и прекрасно знаю, что собой представляет Днепр, игроки этой команды. Поэтому принял предложение достаточно быстро. Были несколько деталей, которые требовали согласования — но это касалось взаимоотношений клубов. И когда Черноморец с Днепром договорились, я быстро отреагировал.
— Как вас встретили в новой команде? Видели, как много вы общались с бразильцами Днепра и со знакомым по Черноморцу Сергеем Политыло…
— Меня хорошо приняли все ребята: и те, о которых вы сказали, и украинцы, составляющие костяк Днепра. Из-за языка я больше тяготею к общению с бразильцами, по-особому встретил меня и экс-партнер Сергей Политыло. Мы и раньше с ним общались: узнав об интересе Днепра ко мне, он много мне рассказал о команде. Было приятно снова с ним пообщаться. И повторюсь, что все ребята меня тепло приняли, за что им большое спасибо.
— На тренировках Днепра вы сразу заняли позицию правого защитника. Здесь и видит вас тренер?
— До приезда в Украину я всегда играл на позиции защитника. Но в Черноморце в последнее время меня ставили преимущественно на фланг полузащиты. Я готов играть на обеих позициях — все зависит от решения тренера. Где смогу быть полезен, там и буду помогать команде с одинаковым усердием.
— Латералем вы были с самого детства? Обычно ведь все мальчишки стремятся в нападение забивать голы…
— Когда начинал в 9 лет, меня использовали в полузащите, но затем перешел в оборону. Это было связано с моими антропометрическими данными: я подрос, и тренеры решили перевести меня в защиту. В Бразилии фланговые полузащитники играют иначе, нежели в Украине. Это другого типа игроки — там они более медленные, а в Украине бороздят бровку. В Бразилии на меня сделали ставку как на защитника с той целью, чтобы я активно подключался к атаке, занимал весь коридор на бровке.
— Кого из игроков вашего амплуа считаете образцом для подражания?
— Мне всегда нравился Роберто Карлос, несмотря на то, что он играл на левом фланге. Этот футболист одинаково хорошо выполнял обе функции латераля — атаковал и защищался. Также не могу не вспомнить Кафу — это еще один мой любимый игрок. Но Роберто Карлоса считаю все же выше классом.
Поучиться у настоящих мастеров
— Вы занимались в академии Фламенго — самого популярного клуба Бразилии. Попасть туда — мечта многих мальчишек?
— Во Фламенго очень сложно заиграть на детском уровне. Это клуб из Рио-де-Жанейро, но туда съезжаются ребята со всей страны. Многие 13-14 парни спят и видят себя во Фламенго. Там очень высокая конкуренция! Клуб ищет таланты во всех уголках Бразилии, и там очень непросто закрепиться.
— Без боязни риска ошибиться, предположим, что юношеский чемпионат мира среди 17-летних, где вы завоевали золото, стал поворотным моментом в карьере. Что помните о том турнире?
— Естественно, это был очень важный момент в карьере. Я с молодых лет привлекался в различные юношеские сборные Бразилии, и тот турнир запомнился особенно. Он проходил в Финляндии, и в финале мы играли против сборной Испании, в составе которой выступали Сеск Фабрегас, Хурадо (он, кажется, играет сейчас в московском Спартаке). Мы неплохо поработали на том турнире, и на меня обратил внимание марсельский Олимпик. В таком возрасте попасть в столь солидный клуб… Это особые ощущения. Вероятно, я не мог рассчитывать на то, чтобы играть много, но это было отличной возможностью поучиться у настоящих мастеров. В Марселе я пересекся с такими игроками, как Бартез, Лизаразю, Дрогба. Это, конечно, дорогого стоит. Так что в плане опыта и футбольной школы это было незабываемое время, и оно стало следствием победы на чемпионате мира.
— Кстати, во время вашего пребывания в молодежном составе Олимпика во Францию приезжал Днепр. Не помните?
— (улыбаясь) Нет, не помню. Это было в Лиге Европы? Нет, не могу припомнить. Восемь лет прошло с тех пор…
— Возможность научиться чему-то у звезд Олимпика — это, конечно, хорошо. Но вы наверняка стремились к тому, чтобы заиграть в основном составе. Сейчас, спустя годы, можете определить причины, почему не удалось это сделать?
— У меня был очень сильный конкурент — сенегальский защитник Абиб Бейе. Он затем играл в Тоттенхэме. Сильный игрок, и с ним непросто было конкурировать. Я играл в нескольких кубковых матчах. А в плане опыта и футбольного обучения это было незабываемое время, и именно так я его воспринимал.
Из второго дивизиона — в Лигу Европы
— Через несколько лет после возвращения в Бразилию вы снова уехали в Европу. Какие первые впечатления были от Украины?
— Я приехал в январе 2010 года, и можете представить, какое впечатление произвело состояние полей в это время года. Жесткие, грязные — конечно, непросто было привыкнуть к такому после Бразилии. После 35 градусов тепла на родине был вынужден выдерживать температуру ниже нуля. Но адаптация прошла достаточно быстро, в том числе во многом благодаря супруге. Жена помогала мне — она всегда это делает. Я учил язык, привыкал и теперь, спустя пять лет, позитивно оцениваю свой украинский опыт.
— Футбольная Украина запомнила ваши слезы, когда Черноморец вылетал из высшей лиги. Это было настолько большим потрясением или вы в принципе эмоциональный человек?
— Да, я пришел в команду лишь за три месяца до этого. Знал, что ситуация непростая, к тому же мы выступили неудачно в нескольких играх подряд — была неприятная серия. Несмотря на это, считаю, у меня было несколько неплохих игр, и руководство клуба заверило, что рассчитывает на меня. Были мысли об уходе из команды, но я почувствовал себя в долгу перед Черноморцем и решил остаться, чтобы помочь клубу вернуться в Премьер-лигу. Для меня это тоже был новый опыт — сыграть во втором дивизионе какого-то чемпионата. На следующий же год мы вернулись, и с тех пор многое изменилось в клубе. Кардинально изменилась инфраструктура, был построен новый стадион, появились новые в мысли в головах всех работников клуба. Мы начали работать как совершенно другой клуб и за три года проделали большой путь. Разница между командой, выступающей во втором дивизионе, и той, что играла в Лиге Европы, просто огромна. Черноморец за это время усилился и вырос как команда и как клуб.
— Выход из группы Лиги Европы стал для Черноморца пиком команды. Для вас это тоже вершина клубной карьеры на данный момент?
— Для Черноморца, вероятно, это действительно был максимум, вершина истории. Того, что ребята добились, дорогого стоит. У меня лично, пожалуй, были подобные успехи: они относятся ко времени выступления в Бразилии, когда я играл в Кубке Либертадорес. Полагаю, нужно думать о будущем, смотреть вперед. Основные успехи, думаю, у меня впереди с новой командой.
— После вылета из Лиги Европы Черноморец лишился многих игроков и сдал позиции. Вы вроде бы тоже собирались покинуть Одессу, но в итоге решили остаться. Что за ситуация тогда получилась?
— У каждого своя голова на плечах. Некоторые ребята приняли решение уйти и сделали это. Были финансовые проблемы у клуба, начались известные события в стране, и нужно было приспосабливаться к новым условиям, к обновленной команде. Мы приняли решение совместно с супругой. Я не хотел уходить из команды поспешно, к ходе сезона, тем более что на тот момент у меня оставалось еще два с половиной года контракта. Было решено доиграть чемпионат до конца, и сейчас должен признать, что это было правильным. Видимо, за 10 весенних игр мне удалось сделать что-то такое, что позволило привлечь интерес Днепра. Получается, сейчас я нахожусь здесь благодаря тому, что тогда принял решение доиграть чемпионат до конца.
— Не было ли обидно осознавать, что Черноморец, где все получалось и шло по восходящей, придется покинуть, в том числе, и из-за финансовых проблем клуба?
— Не думал об этом. Самое печальное было оставлять друзей в городе. Но я такой человек, который всегда смотрит вперед. Появятся новые друзья, и я думаю сейчас только о новой команде, хочу закрепиться здесь. Настроен только положительно.
Радостный взгляд на перемены
— В последние годы матчи между Днепром и Черноморцем неизменно выходили напряженными и эмоциональными. Какая игра вам запомнилась больше других?
— Назову кубковый матч прошлого года, когда Черноморец играл с Днепром в Одессе. На кону был не только выход в финал Кубка Украины. Мы понимали, что победа гарантирует выход в Лигу Европы. Финал, скорее всего, довелось бы играть с Шахтером, что является дополнительной мотивацией. Игра складывалась непросто: Черноморец пропустил, но сумел сравнять счет и выйти вперед. Конечно, запомнился мой гол — левой ногой, которая не является сильной. Все сошлось: обыграли Днепр, вышли в финал и получили путевку в европейский турнир.
— Почти за пять лет в Черноморце вы завоевали авторитет в команде, привыкли к жизненному укладу в Одессе. Готовы начать все с нуля в Днепропетровске
— Когда проводишь много лет в одном городе, в одной команде, когда многое получается, можешь рассчитывать на любовь болельщиков, доброе отношение клуба и города. Я привык к Черноморцу, привык к Одессе — мне все нравилось. Но вместе с тем, думаю, что нынешняя перемена в моей жизни позитивна. Нельзя сказать, что я уже не был мотивирован в Одессе, но переход в Днепр — это новый вызов, новые возможности. Уверен, клуб сделает все возможное, чтобы я проявил себя с наилучшей стороны, и спокойно принимаю перемены в жизни. Смотрю на них с радостью.
— Сергея Политыло болельщики Днепра приняли не сразу. Не опасаетесь попасть в схожую ситуацию?
— Думаю, что не будет причин, по которым болельщики Днепра меня плохо примут. Я — профессионал. Играл в одной команде, теперь перешел в другую. Буду делать все возможное, чтобы меня приняли хорошо, буду показывать свой наилучший футбол, чтобы наши отношения с самого начала сложились хорошо.
— Жена и сын все время жили с вами в Одессе. Они переезжают в Днепропетровск?
— Моя семья всегда со мной. Это моя поддержка и тыл. Когда будет два свободных дня между сборами, мы встретимся в Днепропетровске, и будем решать бытовые вопросы: искать квартиру, организовывать быт на новом месте. Всегда я рассчитываю на свою семью, и мои родные все время со мной. У футболиста не такая легкая жизнь, как, может быть. Некоторые думают, поэтому поддержка семьи всегда необходима.
— За время, проведенное в Днепропетровске перед матчами, успели составить какое-то впечатление о городе?
— Признаюсь, немного знаю о городе. Конечно, знаком со стадионом. У нас было правило: в день игры гулять по городу около получаса. Кое-что видел — реку, например, Днепр.
— С кем из бразильцев, выступающих в чемпионате Украины, поддерживаете отношения?
— Общаюсь с Данило из Зари. Много хороших знакомых осталось из тех, что выступали в Черноморце — это не только бразильцы, но и испанцы. Кто-то уже ушел из команды: Сито Риера, Сантана, уехавшие в Казахстан.
— Как провели отпуск? Удалось попасть на матчи чемпионата мира?
— Конечно, я был в Бразилии, но вживую посмотреть матчи чемпионата мира не получилось. В Рио-де-Жанейро, где я живу, играли Аргентина с Боснией, и хотелось посмотреть на Месси. Но не все возможно в этой жизни. 13 июня нужно было уже возвращаться в Одессу, заниматься своими вопросами. Надеюсь, что удастся побывать на стадионе во время следующего чемпионата мира.
— Излишне спрашивать, за какую сборную вы болеете. Можете оценить давление, которое испытывает команда Бразилии, играя на домашнем чемпионате мира?
— Прессинг, разумеется, присутствует. Бразилия проиграла домашний чемпионат мира в 1950 году Уругваю, поэтому на игроков ложится особая ответственность. Но эти футболисты очень сильны, успешны, и думаю, они справятся с давлением. Нужно думать о том, чтобы использовать эту всеобщую требовательность в свою пользу: собирается полный стадион, болельщики выкрикивают твое имя и поддерживают. Это положительные моменты, которые могут стать козырем.