Лучкевич: Мне нужно работать над техникой
Нынешний Днепр — настоящий кладезь футбольных династий. Футбольными отцами в Днепре гордятся сразу шестеро футболистов! Уверен, вы не назовете ни одной команды в мире, серьезной, я имею в виду, а не из Фарер, Мальты, Исландии или Лихтенштейна (там все приходятся друг другу родственниками), а той, где играет столько сыновей бывших футболистов.
Правда, среди этих шестерых только отец Евгения Шахова, тоже Евгений, играл, как и его сын, в Днепре. В Днепропетровске старший Евгений — личность известная, он в 1988 году становился не только чемпионом СССР, но и лучшим бомбардиром первенства на пару с Александром Бородюком.
Как и Шахов, Сергей Кравченко тоже носит имя отца. Сергей Кравченко-старший играл нападающего и в составе Шахтера выиграл Кубок страны-80. Александр Бойко по прозвищу Циклоп, защитник и отец нынешнего основного стража Днепра, на протяжении десяти лет защищал цвета киевского Динамо, стал двукратным чемпионом Союза и обладателем Кубка СССР.
Отцы Артема Федецкого и Руслана Ротаня играли на несколько иных энергетических уровнях. Андрей Стефанович Федецкий выступал за луцкие Торпедо и Волынь, а Петр Ротань почти всю карьеру провел в полтавской Ворскле. В советские годы, как вы понимаете, эти клубы и близко к вышке не подбирались, но игрокам это ничуть не мешает быть добротными профи со своим следом в истории.
Самый свежий пример — сегодняшний наш гость Валерий Лучкевич, карьера отца которого завершилась не так уж давно. Игорь Лучкевич дебютировал в последнем чемпионате СССР, а последний матч в карьере провел в 2005-м. И дебют, и закат пришелся на запорожский Металлург.
Могло быть вообще семеро, если бы Денис Олейник не перебрался в голландский Витесс! Виктор Олейник памятен по выступлениям за Буковину, но на своем веку также поиграл за рубежом, в польских коллективах Краковия и Сталь и в болгарском Хасково.
Надо сказать, что в принципе сейчас украинский чемпионат переживает династический бум. Доселе ничего подобного и близко не наблюдалось. Совсем молоды еще Владислав Калитвинцев и Эдуард Соболь, чуть постарше Виталий Вернидуб, но они тоже успели громко заявить о себе в большом футболе.
Не забываем, что есть еще Александр Яковенко, не так давно в выступавший за испанскую Малагу на правах аренды и принадлежащий Фиорентине, и его младший брат Юрий, ныне очень успешно бомбящий ворота соперников кипрского Анортосиса. А если еще поискать?
Итак, остановимся на Валерии Лучкевиче, чей взлет этой осенью достоин звания Открытие года! Летом в Днепре произошла рокировка на тренерском мостике, которая, наверное, предопределила появление Лучкевича. Конечно, сыграли здесь на руку молодому футболисту и определенные обстоятельства. Днепр подкосила череда травм основных футболистов, надолго вылетел, к примеру, Матеус. Имел место ряд событий игрового плана. Новички Днепра Лео Матос и Младен Бартулович разочаровали Маркевича.
Лучкевич начинал сезон в дубле, а впервые попал в протокол (в число восемнадцати) в Копенгагене, в ответной встрече квалифайраунда Лиги чемпионов. На поле Валера не вышел. Но в Копенгагене окончательно усугубил травму Матеус, впоследствии вынужденный лечь под нож, а Лео Матос откровенно провалил матч, стоивший ему не только места в основном составе, но и по сути места в команде.
Через три дня после Копенгагена днепропетровцы проводили поединок с Карпатами в Премьер-лиге. Не от хорошей жизни Маркевичу пришлось вынимать из резерва игрока дубля.
Первая игра 18-летнего воспитанника запорожского Металлурга на взрослом уровне произвела фурор — Лучкевич оказался в различных символических сборных тура. Далее Лучкевич закрепил впечатление играми с Ворсклой и Металлистом. В Харькове вообще мог случиться бенефис Валерия. Скоростными рывками он затерзал оборону Металлиста и как минимум дважды мог огорчить Богдана Шуста, но выходы один в один Валера не реализовал.
Чего не смог Лучкевич, то отменно исполнил Бруну Гама, главный конкурент Валерия по позиции. Блестящий хет-трик португальца прописал в основе именно его, а не Лучкевича.
Периодически Валерий появлялся с первых минут, но это были разовые акции. Позиции Федецкого (в защите) и Бруну Гамы (в полузащите) оставались незыблемыми. Если в октябре Валера еще играл, то весь ноябрь просидел на скамейке.
Ноябрь же для Днепра выдался по-настоящему черным. В чемпионате команда набрала только два очка, не сумев обыграть даже Говерлу. Из приятного — разве что победа над Карабахом в Баку. Днепряне не блистали, а одним из тех, кто явственно скис, стал Бруну Гама.
Видимо, Маркевич осознал, что с креативом на правом фланге ничего не выходит, и в игре с Интером решился на эксперимент. Богданыч усадил опытного португальца на лавку и отправил в бой 18-летнего молодца.
И как же блестяще провел поединок Валерий! На Сан-Сиро, на секундочку. В восемнадцать лет! Его дуэль с Додо выглядела самой азартной и ненасытной в матче. Оба были достойны друг друга и играли ключевые роли в матче. До-до принял непосредственное участие во втором голе Интера, пробежав полполя с мячом. Валерий тоже мог отметиться результативной передачей, но его партнеры были менее расторопны, чем Освальдо.
В решающем поединке с Сент-Этьеном, который поставил в конце года столь восхитительный восклицательный знак, Лучкевич не участвовал, но наверняка не в обиде — еще все впереди.
И без того очевидно, что Лучкевич — настоящая находка для Днепра. И я не считаю зазорным или преждевременным распевать хвалебные оды! У Валеры все козыри на руках, чтобы сделать отменную карьеру — возраст, неуемное желание играть и совершенствоваться, потенциал, характер в конце концов. С его одаренностью, одержимостью футболом и профессиональным отношением к делу пессимистическое развитие событий представляется маловероятным.
Приятно, что Валера не упирается, как вся сегодняшняя молодежь, в Интернет и во всякие футбольные симуляторы, а во время перелетов читает книги. Согласитесь, сегодня это большая редкость! К тому же его взял на поруки Андрей Русол. Во время полета в Милан Русол давал ценные советы Лучкевичу, они долго беседовали не только о футболе, но и о жизни.
— Полгода назад вы могли представить, что карьера так стремительно пойдет вверх?
— Конечно, я мечтал, чтоб именно так и получилось. Я хотел играть в первой команде. Это была моя цель. И я рад, что уже выхожу в основном составе.
— Вы поставили перед собой какую-то планку в Днепре?
— Перво-наперво я хочу закрепиться в основе и хочу помогать Днепру добиваться побед. Дальше — посмотрим!
— Как думаете, если бы остался у руля Рамос, он предоставил бы вам шанс?
— Этого никто не знает. У каждого тренера свое видение футбола. Кто-то доверяет молодежи, не боится давать шанс, а кто-то делает ставку на опытных футболистов.
— Вы лично были знакомы с Рамосом?
— Я его знал, а он меня — наверное, нет. Я же играл в дублирующем составе.
— Он не приходил на дубль?
— Я его не замечал.
— В какой момент Маркевич поверил в вас, вы ведь не с самого старта сезона начали играть?
— На сборы с первой командой я ездил. Некоторое время действительно находился как бы в стороне. Ну а в игре с Карпатами Мирон Богданович мне предоставил шанс. Я вышел с первых минут и отыграл почти весь матч. Приятно, что в день моего дебюта мы победили 4:0. Вот это и стало переломным моментом.
— Разговор тет-а-тет с Маркевичем был?
— Беседы один на один Мирон Богданович не проводит. Общение идет больше с помощниками. Они проводят психологическую работу со мной, настраивают на игры.
— Прописавшись в первой команде, по словам Маркевича, вы отправили в резерв Лео Матоса. Вам это льстит?
— Я бы так категорически не говорил. Я не считаю, что отправил Лео Матоса в резервный состав. К тому же он все время был в первой команде.
— Пропал из поля зрения и Бартулович. У вас в голове укладывается, что вам, 18-летнему, доверяют, а двум игрокам, повидавшим едва ли не все в футболе — нет?
— Мне доверяют, и я стараюсь не подвести тренера, выкладываюсь максимально. За остальных я не могу говорить. Это выбор тренера и личные вопросы этих футболистов.
— На Коноплянку смотрите, как Женя на Месси?
— Наверное, вы правы. Где-то таки есть!
— Стараетесь на него равняться?
— Конечно. Женя это показатель того, как может вырасти игрок. За Женей охотится половина Европы. Я думаю, на таких футболистов, как Женя, не грех равняться.
— Коноплянка может напихать?
— Все могут напихать (смеется). По делу, конечно. Но в то же время радует, что меня все поддерживают.
— Шуточки Коноплянки не задевают?
— Нет-нет. Женя — адекватный парень и, если он шутит, то необидно. Все нормально.
— Валерий, в 18 лет в еврокубках вы дебютируете против Интера в Киеве. Второй матч проводите в основе на Сан-Сиро. Голова кругом не идет?
— Я не могу передать словами то чувство, когда узнал, что выйду в основном составе! Самая радостная новость. Я мечтал об этом и хотел показать все на что способен. Тренеры и ребята меня поддержали, говорили, чтобы я не нервничал. Все-таки рядом десять товарищей.
— Как спали накануне?
— Спокойно. Ведь узнал, что выйду в старте, только на предматчевой установке!
— Волновались страшно?
— Безусловно! Мурашки пробежали, когда выходил на Сан-Сиро!
— О чем Маркевич просил перед игрой?
— Он был краток. Сказал, чтоб я не боялся.
— Вам довелось вести очную дуэль с молодым бразильским дарованием Додо. Готовились серьезно?
— С помощниками Маркевича мы разбирали игру Додо. Он очень хорошо работает с мячом на скорости. Меня просили обратить внимание, что Додо постоянно убирает мяч под левую. Это его конек.
— Считаете, кто выиграл дуэль — вы или Додо?
— Думаю, я справился.
— Вспоминая игру в Киеве против Интера, заметил, что пару раз Маркевич сильно злился на вас, когда вы необоснованно шли в обводку сразу двоих игроков. После игры он делал вам замечания?
— Он указал на моменты, в которых я ошибся.
— Без крика?
— Все было адекватно.
— Поездка в Сент-Этьен. Маркевич берет вас на предматчевую конференцию, но в игре вы не появляетесь. Признайтесь, рассчитывали сыграть в том матче?
— Тренеры посчитали нужным оставить меня на скамейке. Развитие событий в матче, видимо, исключало мое появление. Мне точно не на что обижаться.
— Карабах вас удивил?
— В каком плане?
— Результатом и игрой!
— Ну-у… У нас были равные игры. Кроме того, Карабах дважды сыграл вничью с Сент-Этьеном. Это показатель того, что команда у них очень хорошая. И это еще раз свидетельство того, что любая команда, которая выходит в групповой этап Лиги Европы, несмотря на расклады, может бороться за выход в плей-офф.
НОМЕР НИЧЕМ НЕ СИМВОЛИЧЕН
— Один из лучших матчей вы провели против Металлиста. Вот только вы дважды выскакивали один на один и не забили. Что помешало?
— Отсутствие хладнокровия. Это из-за неопытности. Плохо спал после игры. Долго прокручивал моменты в голове. Сильно переживал, что не реализовал свои возможности.
— Папа в таких случаях успокаивает или критикует?
— Он меня только поддерживает!
— Позиция атакующего полузащитника вам ближе, чем крайнего защитника?
— Мне одинаково удобно играть на двух позициях.
— Со стороны кажется, что вам больше нравятся подключения и вы больше игрок атаки, нежели обороны!
— Мне главное играть и приносить пользу команде. Где скажет тренер, там и буду играть.
— На 90 минут вас пока не хватает? По крайней мере, в матче с Интером показалось, что вы подустали после минуты семидесятой.
— Усталость, конечно, накопилась. Во втором тайме моментами действительно было очень тяжело. Когда делаешь несколько длинных рывков подряд, задыхаешься. Нужна пауза, минута-другая, чтобы отдышаться. Потом состояние организма нормализуется.
— Если вас отправить на левый фланг — катастрофы не будет?
— В юношеской сборной я выходил слева. Чувствовал себя нормально.
— Чем символичен номер, под которым вы играете?
— Ничем. Когда попал в дубль Днепра, то мне дали 24-й номер. Перейдя в первую команду, решил не менять цифры на спине.
ПАПА ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ МЧАЛСЯ ДОМОЙ
— Помните, когда первый раз увидели папу по телевизору?
— Нет. Но я много раз видел его игру и по телевизору, и вживую. Лет с пяти-шести мы с мамой почти не пропускали домашние матчи папы.
— Футбольное окружение у вас было с раннего детства. Кто из футболистов в гостях бывал неоднократно?
— Ой, много кто! Но чаще всего Мизин, Шаран и поляк Мацей.
— Я понимаю, что у вас не было необходимости в подарках вроде футбольного мяча. О чем вы мечтали?
— О мячах (смеется).
— Какой самый памятный подарок получили на день рождения?
— Мяч Diadora. На то время это было очень круто. Я мечтал его заполучить.
— Папы часто не было дома. Вам не хватало его?
— Я бы так не сказал. При первой же возможности папа мчался домой. Не было такого чувства, что он далеко от семьи.
— Чем мама занимается?
— Воспитанием моей сестры.
— Сколько ей?
— Она еще совсем кроха. В феврале Милане исполнится три годика.
— Вас двое детей в семье?
— Нет. Есть еще старшая сестра Вика. Она 1992 года рождения.
— Знаете, сколько матчей отец провел за сборную Украины?
— Три.
— Два!
— Это, наверное, официальных. Был еще товарищеский матч с Испанией. Если не ошибаюсь, папа сыграл в отборе к ЧМ-1998 с Северной Ирландией. И. Кхм, не помню.
— Не было Испании. Была Литва. Между прочим, Игорь Лучкевич — первый представитель запорожского Металлурга в национальной сборной.
В ДЕТСТВЕ НИЧЕМ НЕ ВЫДЕЛЯЛСЯ
— Во сколько лет вас записали в секцию запорожского Металлурга?
— Лет в шесть-семь. Как только мы переехали в Запорожье, я сразу стал заниматься в школе Металлурга.
— В детстве среди сверстников выделялись?
— Несильно, если не сказать, что вообще не выделялся. Когда я только начинал, то очень часто оставался на замене. Только ближе к выпуску из академии я твердо заиграл в основе. Это лет с четырнадцати.
— К каким предметам у вас была склонность в школе?
— Любил математику, мне нравилось решать разные задачи. А вообще больше всего любил последний урок. Не мог дождаться тренировки.
— Вы где-то учитесь сейчас?
— В ЗНТУ (учебное заведение, сменившее немало названий, но дольше всего бывшее машиностроительным институтом. Интересно, какие знания Лучкевич планирует почерпнуть в этом чисто техническом вузе?! — Ред.).
— Заочно?
— Нет, на дневном. Правда, я там редко появляюсь. Но все контрольные делаю.
— Были ситуации, когда казалось, что профессионального футболиста из вас не получится?
— Знаете, об этом я даже не думал. Я просто хотел играть в футбол.
— Насколько сложно сказать нет всем соблазнам и посвятить все свое время футболу?
— Мне вообще не сложно. Наверное, меня родители правильно воспитали. Папа всегда объяснял, что нужно идти к своей мечте, цели.
— Есть у вас талисман, который всегда с собой?
— Нет. Я не суеверный.
— Во время игры вам бывает страшно?
— В игре эмоции зашкаливают. Страх пропадает. Ты идешь в стыки, бежишь до последнего и не думаешь о том, что столкновение может быть страшным.
— Что произошло в стыке с Жуаном?
— Я доигрывал эпизод до конца. Пошел на мяч. Судья зафиксировал положение вне игры. Жуан выбивал мяч и протянул ногу.
— Умышленно?
— Думаю, да.
— Над чем работаете индивидуально на тренировках?
— Над передачами, подачами, техникой. Получается, почти над всем!
— Какой ваш главный недостаток?
— Он в технике.
— Конкретней!
— Нужно совершенствовать как вертикальные, так и горизонтальные передачи. Для игрока моего амплуа критически важно уметь исполнить хороший прострел или подачу.
— Хороший футболист обязательно должен быть двуногим?
— Папа говорил, что лучше пусть у тебя будет одна хорошая нога, чем две посредственные.
— Левая на сколько процентов развита?
— Достаточно. По крайней мере, для передач сойдет (смеется).
— Полученная желтая карточка сковывает ваши дальнейшие действия?
— Конечно. Нужно стараться обходиться без желтых, чтоб не подвести ненароком команду.
— Одна из важнейших футбольных дисциплин — тактика. Легко ли она вам дается?
— Далеко не всегда. Думаю, это приходит с опытом. Тренеры постоянно подсказывают, что и как нужно правильно делать. В этих вопросах очень важно повторение.
— Считаете, футболист должен быть эгоистом по природе, иначе не пробиться в Игру?
— В некотором плане — да. Но не скажу, что я эгоист. Скорее я напористый.
— Какое правило в футболе отменили бы?
— Меня все устраивает.
— С кем могли бы себя сравнить по манере игры?
— Эмм.
— С Ди Марией?
— Это вам так кажется?
— Да. Аргентинец — любитель авантюры на скорости!
— Не знаю, не знаю (смеется).
— Когда для вас начинается матч?
— Как мой папа говорит — чтоб не перегореть, об игре нужно думать только в день игры, а не на протяжении всей недели.
— У вас есть агент?
— Нет. Всеми вопросами занимается папа.
— Вы чувствуете себя везучим?
— Везение — штука цикличная. Иногда тебе везет, в иной раз — нет.
— Футбол снится?
— Бывает. Какие сны? По-разному. Иногда моя команда выигрывает, иногда — проигрывает. Во сне футбол тоже непредсказуем (смеется).
— Может присниться сон, как вы забиваете гол в финале Лиги чемпионов?
— И такое бывает.
— Приходилось ли вам терять ценные вещи?
— Да. Несколько раз терял телефон.
— Приходилось ли вам хоть раз давать взятку?
— Никогда!
— Вы играете в букмекерских конторах?
— Нет.
— Страна, в которой хотели бы пожить?
— Не знаю. Покамест я мало что видел.
— Фильм, который готовы смотреть снова и снова?
— Форрест Гамп.
— Что за книга у вас в руках?
— Триумфальная арка Ремарка. (Ах, Валера, Валера. Тут бы и вопросить — не сравнивает ли он свою девушку с Жоан Маду! Или, скажем, с Пат из Трех товарищей. — Ред.)
— От какой черты характера хотели бы избавиться?
— Меня все устраивает.
— Кто вы по натуре: реалист или мечтатель?
— Реалист.
— Выжили бы на необитаемом острове?
— Вряд ли. С костром может быть и справился, а вот с более серьезными вещами — нет.
— Что умеете готовить?
— А что вы попросите?
— Что-нибудь непростое!
— Сложных блюд не приготовлю, вроде супов и борщей. А вот картошку или вермишель сварить — пожалуйста. Яичницу могу сделать.
— Фастфуды любите?
— Макдональдсы. Но все же нечасто там питаюсь.
— Еду в самолете употребляете? Далеко не все футболисты воспринимают ее — как бы несвежая, второго сорта?
— Я ем.
— После того, как попали в Днепр, количество смс от женского пола увеличивается в геометрической прогрессии?
— Не сказал бы.
— Девушка есть?
— Есть. Вместе мы 2,5 месяца. Зовут Аня.
— Как познакомились?
— В соцсети.
— Куда повели на первое свидание?
— В кафе.
— При встрече с девушкой вы, как и в футболе, молниеносно заявили о себе?
— А-ха-ха! Не так прям, чтобы быстро.
— Хобби?
— Настольный теннис.
— Кто-то коллекционирует монеты, кто-то — футболки, кто-то -вино. А вы?
— Ничего.
— Три самые сокровенные футбольные мечты?
— У меня пока что одна мечта — прогрессировать в Днепре!
— Какой вам представляется ваша жизнь, допустим, лет через пять?
— Вот через пять лет и посмотрим.
И действительно, для меня в УПЛ именно этот футболист — открытие года. Надеюсь, в следующем году он раскроется ещё больше.