— Как считаете, 600 матчей — это много?
— Если брать только игры чемпионата, то показатель этот действительно немалый. Шесть сотен матчей — хороший результат. Желаю его достичь каждому тренеру (улыбается).

 

— Счет своим юбилейным играм не ведете?
— Нет. О том или другом достижении мне, как правило, говорят уже после свершившегося факта.

 

— Дебютный матч в чемпионате Украины в роли тренера помните?
— Конечно. Это было в 1992 году, в первом по счету чемпионате. Я тогда работал в Луцке, возглавляя Волынь. Стартовый матч луцкая команда проводила в Ивано-Франковске против Прикарпатья, сыграв в нем вничью, 0:0. Запомнилась мне и первая игра в родных стенах, в которой Волынь переиграла Днепр Николая Павлова — 1:0. Автором гола стал вратарь Михаил Бурч, реализовавший пенальти в начале второго тайма.

 

— За 22 года, минувших с момента перехода украинского футбола на самостоятельные рельсы, вы работали в шести клубах. Где вам было наиболее комфортно?
— Пожалуй, в Металлисте. В Харькове я чувствовал полное доверие, там все было сосредоточено на футболе. Каждый в клубе занимался своим делом.

 

— Тренерская работа — это не только решение турнирных задач, но и подготовка игроков. Кого считаете своими лучшими подопечными?
— Вспомнить можно многих – Лужного, Гусина (к сожалению, ныне уже покойного), Кардаша, Ковальца, Стронцицкого, Покладка. Все они оставили след в нашем футболе. Из ныне действующих футболистов это Тайсон и Марлос, которые начинали свою украинскую карьеру в моей команде. А еще Коноплянка. Мы с ним вместе работали хоть и недолго – всего один год, но этот период оставил приятное впечатление. Вообще квалифицированных подопечных, проявивших себя в футболе с лучшей стороны, на моем тренерском пути было много. И мне не хотелось бы кого-то из ребят обделить вниманием.

 

— Кого из футбольных людей, с кем познакомились за время тренерской деятельности, вы всегда будете рады видеть в своем доме?
— Если честно, то почти всех. Мы вместе делали и делаем общее дело. Большинство из этих людей были и есть фанатами своего дела, и я всегда рад их видеть. Прежде всего, это касается представителей моего поколения – надеюсь, лишь временно не работающего Николая Павлова, наставника национальной сборной Михаила Фоменко, с которым мы вместе начинали тренерский путь, других коллег. Сейчас работает много тренеров, которые когда-то играли под моим руководством. Мне приятно, что все они стали на стезю наставников – это и Роман Григорчук, и Александр Севидов, и Юрий Вернидуб, и Александр Бабич, и Сергей Ковалец. Уверен, что у нашего тренерского цеха хорошее будущее.

 

— В футболе вы достигли многого – возглавляли национальную сборную, играли в финале Лиги Европы, завоевывали бронзу и серебро. О чем мечтаете еще?
— (Улыбается). Само собой разумеется — о чемпионстве.

 

— Столь серьезное личное достижение, как 600 матчей, ваших подопечных накануне матча с Динамо ко многому обязывает, не так ли?
— Я не думаю, что на данном факте стоит акцентировать внимание, ведь это может дать обратный эффект. Ничего по этому поводу не буду говорить.

 

— В каком бы клубе вы ни работали, матчи с Динамо всегда имеют особое значение. С какой из команд до перехода в Днепр победить гранда хотя бы один раз вам так и не посчастливилось?
— С Волынью, запорожским Металлургом и Кривбассом. А вот с Карпатами и Металлистом динамовцев обыгрывали.

 

— В минувшем сезоне ваша нынешняя команда дважды уступила динамовцам в чемпионате. Что тогда помешало сыграть с командой Сергея Реброва поудачливее?
— В поединке осенней части чемпионата, который состоялся в Днепропетровске, хорошо сыграло Динамо. Киевляне поймали нас на контратаках, обеспечив себе победу. А матч второго круга в Киеве мы играли фактически вторым составом – дело в том, что перед этим Днепр проводил полуфинальный поединок Лиги Европы с Наполи. Выпускать основу против Динамо тогда не было смысла.

 

— На старте нынешнего сезона Днепр уже во второй раз сыграл вничью — с Ворсклой в Полтаве. Это очко можно занести в актив?
— Нет, конечно же. И не только в Полтаве, но и в матче против Говерлы в Ужгороде мы обязаны были выигрывать. За два дня до игры с нами Ворскла проводила поединок в Словакии – перелет и усталость не могли не наложить отпечаток на соперника. А в Ужгороде тамошнюю команду вообще собрали лишь накануне чемпионата, и мы должны были этим воспользоваться. Но, увы, пока Днепр не играет так, как хотелось бы.

 

— Уход Евгения Коноплянки в Севилью каким-то образом отразился на игре и микроклимате Днепра?
— Естественно. Коноплянка был для нас одним из знаковых игроков. Одно его появление на поле уже много чего давало. Это сейчас, возможно, кажется, что его наличие не играло особой роли. Но это не так. На самом же деле соперник держал по два-три игрока на том фланге, где действовал Евгений. Разумеется, вкупе с не раз выручавшим нас его индивидуальным мастерством это облегчало нашу задачу. А тут еще то и дело возникают разговоры о том, что могут уйти из Днепра и другие футболисты. Все это не лучшим образом сказывается на команде.

 

— В последнее время все чаще появляется информация о возможном усилении Днепра.
— Пока мы недоукомплектовались. Надеюсь, что пока.

 

— А между тем до окончания трансферного периода осталось совсем немного времени…
— В клубе работают по этой части. Я, как тренер, попросил нужных мне исполнителей. Надеюсь, что они все же появятся. Вот только необходимо было делать это немного раньше, так как впереди у Днепра матч с Динамо, а чуть позже — с Шахтером.

 

— Вы предоставили список с конкретными фамилиями нужных вам футболистов?
— Никакого списка нет. Я полностью доверяю селекционному отделу, который проинформирован, на какие именно позиции мне нужны игроки. Понятное дело, что каждого кандидата я буду изучать, знакомиться с ним.

 

— Правда ли, что с годами у каждого футбольного человека чувство суеверия приобретает стойкий характер?
— Наверное. У каждого тренера есть что-то свое, что вполне понятно. С годами все это становится еще больше закостенелым (улыбается).

 

— Для вас важно, в какой одежде выходить на ту или другую игру?
— Ну, конечно! Я за этим слежу. Вообще каждый тренер имеет свои талисманы, и я – не исключение. Правда, к сожалению, один из них исчез. Он лежал в кармане куртки, в которую я был одет во время ответного матча с Наполи. Это был медальон, лет семь-восемь назад подаренный мне в Италии.

 

— Значит, вместо пропавшего медальона нужно использовать что-то другое…
— (Воодушевленно). Да-да, нужно что-то новое.

 

— На матче с Черноморцем вы предстали перед публикой в оригинальной футболке с тризубцем…
— Красивая футболка. Ее мне подарила невестка – жена моего младшего сына. Однако после игры с моряками я презентовал ее одному из бойцов АТО, находившемуся возле нашего автобуса. Думаю, что она попала в хорошие руки.

 

— На какой новый рубеж будете себя нацеливать?
— Ой, не знаю! Не хочется загадывать наперед. Пока есть желание работать, а там время покажет.

 

 

sport-express.ua