Михайленко: У нас море потенциала
Свою оценку сезону в интервью официальному сайту дал исполняющий обязанности главного тренера Днепра Дмитрий Михайленко.
— Дмитрий Станиславович, что вам дали в профессиональном плане четыре месяца работы в качестве исполняющего обязанности главного тренера Днепра?
— Если говорить о своей тренерской карьере, то это, наверное, самый интересный период. На некоторые вещи пришлось посмотреть по-другому. В премьер-лиге другие требования к игрокам, чем на молодежном уровне, и на некоторых наших исполнителей мы посмотрели уже под другим углом зрения, на их умение проявлять характер прежде всего. То, что работало в молодежном первенстве, в премьер-лиге не работает. Произошел своего рода сдвиг фокуса в оценке футболистов. Да, и вообще все поменялось. Жизнь проходит с другой интенсивностью, приходится гораздо больше работать, гораздо больше времени уделять внимание психологии. Раньше мы не придавали ей большого значения. Сейчас понимаем, насколько это важно быть психологически уверенным в себе, особенно молодым футболистам. От всей этой работы получаем большое удовольствие.
— Если бы была возможность открутить время назад, поменяли бы что-либо в своей работе?
— Нет, в работе ничего бы не поменяли, это точно. Все те же методы, которые используем, также использовали бы. Но если бы знал ситуацию наперед, наверное, некоторым молодым ребятам доверили бы место в составе раньше. Допустим, находясь на сборах в Голландии, мы и представить себе не могли, что осенью в воротах будет играть 17-летний парень, и играть настолько уверенно. Мы по-настоящему понимаем, насколько каждой команде важен хороший вратарь. Мы являемся сейчас одними из аутсайдеров, и цена каждой ошибки неимоверно высока. Это касается и ряда других позиций, не только вратарской. А сейчас мы видим, что многие ребята при определенной доле доверия спокойно тянут уровень премьер-лиги. Например, Лопыренок, Лунев.
— В этом чемпионате свои первые игры в Премьер-лиге сыграли не меньше десятка игроков. Все ли они прогрессировали?
— У нас сезон получается не то что скомканным, а неровным, с большими синусоидами. Мы удачно стартовали, затем были провальными сентябрь и октябрь, а в ноябре наконец-то стали показывать тот футбол, который рассчитывали показывать. Как следствие, начали демонстрировать результаты, а уступали лишь явным лидерам нашего футбола. Наверное, мы еще сами не совсем представляем, какой уровень игры можем демонстрировать. Все-таки еще слишком мало времени работаем вместе и играем в оптимальном составе. Мы сыграли совсем немного в тех сочетаниях, которые нашли. Как показали победные игры с Зарей, Ворсклой, коллективами с хорошим набором исполнителей, прогресс налицо. Если Заре летом мы проиграли не по счету, а по многим футбольным показателям, то в последней игре у нас с ними был паритет и по ударам по воротам, и по владению мячом. Без всякого преувеличения сыграли на равных с одной из лучших команд Украины. Прогресс в футболе тяжело измерить, где почти все меряется очками. Оценка прогресса — вещь довольно субъективная, которую в основном делают журналисты и болельщики. Но мы замечаем, например, то, что отдавая в дубль, скажем, Кочергина или Когута, они начинают там выделяться. А значит, прогресс есть. Конец ноября и начало декабря показали, что ребята начали справляться со стрессом взрослого футбола, стали выдерживать темп, борьбу. Им в любом случае некуда деваться, они будут прогрессировать. Другого пути у них нет. Если они, попадая в состав, будут играть, будут и прогрессировать. А то, что попадают в состав, говорит о том, что мы им доверяем.
— Сентябрьско-октябрьский неудачный отрезок был спровоцирован слишком удачным стартом?
— Думаю, причин здесь несколько. Травмы ведущих игроков — это точно, потому что на ключевых позициях некоторые наши игроки значат для нас слишком много. Это и Руслан Ротань, и Сергей Кравченко, и Валерий Лучкевич. Последний, например, несмотря на свой возраст, играет у нас ключевую роль. Это не только забитые им голы, это прежде всего настрой на борьбу, желание отдаваться до конца, умение придать атакующий импульс впереди. Кроме этого, совсем недавно поправился Олег Кожушко. Он относится к группе игроков линии атаки, которые умеют прессинговать. А в этом случае мы отодвигаем линию обороны как можно дальше от своих ворот. Это, кстати, удавалось в последней игре с Зарей, в частности, когда мы забивали второй гол. А те же Артем Довбик, Денис Баланюк не обладают качествами прессинговать соперника, которые есть у Кожушко.
Другой момент — результативные ошибки. Мы не можем не брать во внимание то, что при хорошей статистике, допустим, тем не менее уступили Олимпику 0:3. Мы можем говорить о том, что недостаточно проявили себя нападающие, но когда не выручает вратарь, тяжело рассчитывать на положительный результат. То же самое касается и других игр. Когда мы уменьшили количество индивидуальных ошибок, когда нашли лучшие сочетания на поле, пошли лучшие результаты.
— Наличие этих лучших результатов, тем не менее, стало некоторой неожиданностью. По крайней мере, так это видится со стороны. За счет чего это все-таки случилось?
— За счет всего того, о чем я сказал выше, а также того, что наш потенциал — прогресс молодежи, о чем я говорил в последнее время. Думаю, многие игроки успокоились, на многих подействовало еще и то, что некоторые видят, как тот же Лунев спокойно вливается в основной состав. Например, Баланюк и Кочергин видели все это и начинали верить в то, что они не хуже. Та здоровая конкуренция, которой мы лишены на некоторых позициях, двигает людей вперед, дает им возможность расти. Это еще одна причина, как и то, что мы наконец-то лишились травмированных. В этом составе мы собрались совсем недавно и за то время, что мы вместе, ребятам становятся более понятными предъявляемые к ним требования.
— Можно говорить о том, что некоторые игроки, которые подвергались критике, правильно ее восприняли?
— Это тоже относится к их росту. Когда мы говорим о том, что игроки поменялись, это означает их прогресс. Что за этим стоит — критика, как говорят некоторые журналисты — ссылка в дубль — все это говорит о росте игроков. По-другому просто не может быть. Исполнители, которые играют в другой конкурентной среде, все время будут расти. Тот же Баланюк, которого и мы критиковали, и это подхватила пресса, все это понимал, старался работать, проявить себя. Ребята просто умнеют, становятся более опытными.
— Вы имеете в виду жизненные моменты?
— И жизненные, и футбольные. Им нужно было время, чтобы привести в порядок свои мысли, эмоции. Все сразу не бывает. Быстро развиваются только простейшие организмы, у всех остальных рост постепенный. Наша история обычная для молодой команды. Просто к нам приковано повышенное внимание, потому что мы Днепр, команда с большими традициями, причем не региональными, а в масштабе страны. С другой стороны, это хорошо. Это заставляет нас больше работать.
— Сергей Кравченко сказал в одном из интервью, что молодым футболистам не нужно дополнительной мотивации, потому что они уже должны быть счастливы, что играют в такой команде.
— Так и есть, и ребята это понимают, но может быть не могут объяснить словами. Наверное, где-то мы несколько преувеличиваем их понимание футбола, жизни. Они еще слишком юные, слишком зеленые. Все к ним придет с возрастом. Мы много работаем над их психологией, объясняем им какие-то причинно-следственные связи некоторых вещей. Думаю, у них все будет нормально при условии, что они правильно все будут воспринимать.
— Руслана Ротаня, Сергея Кравченко можно считать вашими дополнительными помощниками помимо работников тренерского штаба, персонала команды?
— Конечно. Это счастье иметь таких игроков в команде, и как футболистов, и как людей, личностей. У нас не было ни одного конфликта. Бывает, что когда человек намного сильнее, намного опытнее своего младшего партнера, он сталкивается с наивностью и даже где-то глупостью. Но у наших самых опытных игроков всегда была нормальная реакция на самые разные ситуации. У них не было срывов, которые приводили бы к конфликтным ситуациям. Спасибо Руслану и Сергею, которые всегда правильно расставляли акценты. Даже в тех интервью, которые они давали, все сводилось к терпению. Для нас, тренеров, с их стороны была большая помощь. Если брать игровые моменты, то Сергей в плане позиционной игры один из лучших футболистов нашего чемпионата. Руслан играет чуть выше Кравченко и прекрасно адаптировался к новой роли для себя. И это еще хорошо и тем, что у нас есть игроки, которые со временем их заменят. Большие надежды мы, например, связываем с Женей Чеберко. Сейчас перед их глазами образец профессионализма более старших товарищей, их отношение к тренировкам, то, как они действуют в игре, в разных игровых ситуациях.
— Та группа игроков, которая сидит под опытными партнерами, правильно понимает ситуацию, в то время как их сверстники и даже более младшие товарищи действуют в основе на других позициях?
— Да, такая ситуация имеет место быть. Я думаю, они не обижаются. У нас сложилась такая ситуация, когда в середине поля действуют игроки гораздо более высокого уровня, чем в остальных линиях. У нас была следующая ситуация перед матчем с Зарей: Кочергин не должен был играть в стартовом составе, но в день игры заболел Когут. Стечение обстоятельтв, судьба. Мы поставили на эту позицию Влада, и он проявил себя. Кочергин — игрок центра поля, отнюдь не фланговый. Мы знали его достоинства: игровой кругозор, умение работать между линиями. А то, что играл раньше на фланге — в основном это происходило потому что был травмирован Лучкевич. Теперь на фланге Кочергина не будем использовать. Он у нас уже лучший бомбардир команды по системе гол+пас, будем ему больше доверять. Он это заслужил. Возможно, мы были осторожными в отношении него в своих расчетах вследствие того, что он не так уж много играл на сборах. Тогда летом позиции атакующего полузащитника могли закрывать еще не ушедший в Бельгию Безус, опытнейший Назаренко. А сейчас Кочергин в состоянии расширить наш атакующий арсенал. Теперь уже пусть его попробуют выбить из состава.
— Какие матчи выделяются в лучшую сторону по качеству игры?
— Все выигрышные в последний месяц. С Зарей неделю назад в этом плане выделялся первый тайм. Мы ничего не позволили сделать сопернику. Можно назвать и игру с Карпатами, но там мы не так много угрожали воротам соперника, был хороший контроль мяча, но не более. Морозная часть чемпионата, если можно так выразиться, была самой лучшей. Первую игру с Волынью, после которой было много сказано, я уже хочу забыть. Когда летом побеждали Зарю, там не совсем все хорошо было именно с точки зрения качества игры. Если же вновь возвращаться к игре с ней в Запорожье, то там нас не столько интересовал счет игры, сколько то, чтобы команда выглядела не хуже соперника. Я имею в виду приблизительно равное владение мячом, приемлемое количество ударов по воротам, а не один-два как в августе. И мы в итоге не уступили, сыграв на уровне.
— Что же случилось в минувшую субботу в первой половине второго тайма? Команда начала подспудно играть на ничью, либо соперник заиграл агрессивнее?
— То, что второе случится, я чувствовал еще в концовке первого тайма. Я видел как Вернидуб заводился, как подсказывал своим подопечным. Я предчувствовал, какой у него будет разговор с игроками в перерыве. Поэтому моя установка была продолжать их накрывать, прессинговать, не давать им спокойно дышать. Мне кажется, случившаяся метаморфоза имеет три причины: прежде всего мы перестали играть вперед, стали больше играть на сохранение мяча, а не на угрозу воротам луганчан. Вторая, может быть, связана с усталостью, ведь мы играли третий матч за шесть дней, и пошло много потерь даже в тех ситуациях, когда соперник сильно нас не атаковал. Эта усталось была практически у всех игроков, у нас не было исполнителей, кто бы не терял мяч. И третья причина — действия самой Зари, которая стала прессинговать, отбирать много мячей в тридцати метрах от наших ворот. А при потере мяча мы былли неорганизованы как команда, у нас, допустим, в отборе не участвовали Лучкевич или Кочергин, а только игроки задней линии. Но может быть и соперники устали, потому что при морозной погоде очень тяжело играть. В итоге мы успокоили игру и во второй половине второго тайма ее контролировали. Стали проводить атаки, и одна из них завершилась забитым голом. Оставалось еще играть порядка десяти минут, и мне понравилось, как действовали ребята на половине поля хозяев. Мы держали мяч, грамотно сбивали темп, направляли игру в те зоны, откуда соперник не мог выходить. По большому счету с их стороны в завершающий отрезок была всего лишь одна подача, завершающий штурм не получился.
— У этой команды есть возможность значительно прогрессировать и дальше?
— Мне кажется, она должна вырасти еще очень и очень прилично. У нас еще просто море потенциала и в плане опыта, исполнительского мастерства. Я, например, очень надеюсь на Чеберко, который может добавить нашей команде динамики в середине поля. Практически ничего еще пока не сказал Влад Кочергин. Тот же Володя Адамюк может вырасти в очень хорошего игрока и сейчас он прибавляет. Это еще не наш потолок и мы будем только прогрессировать. Кроме самых опытных игроков для всех сейчас масса возможностей для роста.
Здешние Болельщики хорошо помнят, как я сетовал по поводу отсутствия Кожушко. Хлопец ещё не забивал голов, но Дух Бойцовский и Жажда атаки в Нём явно присутствуют.
Я уверен, что и юный Чеберко, о котором выше говорит Дмитрий, тоже надёжно вольётся в Основу и принесёт ощутимую Пользу Команде.
Снимут очки, не снимут очки, будет ли Команда «Днепром» именоваться или иное имя Ей уготовлено, будут ли Ребята сражаться в высшей лиге или же в первой лиге, это от Них да и от Нас с вами ни как не зависит. Сейчас Главное сохранить Самобытный Коллектив для Украины в общем и для Города в частности.
Друзья, будем Надеяться и Верить, что провидение и наши пожелания Сбудутся, Команда Наша будет Жить и Выигрывать.
https://dniprozone.com/news/11717-ruslan-babenko-stal-igrokom-zari
www.news.online.ua/761991/ukrainskiy-oligarh-podderzhivaet-ekonomiku-boevikov-donbassa-v-seti-vozmushcheny/