1995 год год был урожайным на иностранные премьеры. По очереди дебютировали в Украине игроки из Кувейта, Заира, Бразилии и Германии. Но в “Днепр” приехал не простой легионер, а главный тренер. 

 

Немецкий специалист Штанге, по рассказам, принёс много профессионального в “Днепр”. Изменил стиль и методы работы клуба. При этом, например, сетовал на отсутствие в душевых раздевалок стадионов горячей воды после матчей. И искренне удивлялся тому обстоятельству, что Федерация футбола не обращает никакого внимания на эти “мелочи”.

 

21 апреля 1995 года, в матче с луганской “Зарей-МАЛС” дебютировал новый наставник “Днепра” — немец Бернд Штанге.

 

21.04.95. “Днепр” — “Заря-МАЛС Луганск” 6:0 (2:0). Днепропетровск. Стадион “Метеор”. 2 000 зрителей. +23°C.

 

Судьи: Валерий Авдиш – Анатолий Олейник и Иван Житнюк (все – Симферополь).

 

“Днепр”: Сирота Святослав, Топчиев Дмитрий, Яковенко Дмитрий, Дирявка Сергей, Багмут Владимир (Купцов Алексей, 51), Полунин Андрей, Захаров Александр (Москвин Валентин, 68), Скрипник Виктор, Паляница Александр, Ковалец Сергей (Финкель Борис, 63), Шаран Владимир.

Тренер: Штанге Бернд.

 

Заря-МАЛС Луганск“: Никитин Андрей, Ризун Николай, Димитришвили Темури, Боженко Вадим, Кондратенко Андрей, Чернышев Сергей, Коробченко Алексей, Квитатиани Гела (Кравченко Андрей, 50), Шелаев Олег, Сирык Анатолий (Каретник Владимир, 54), Гридюшко Александр (Мирошниченко Роман, 82).

Тренер: Журавлев Александр.

 

Голы: 1:0 – Паляница (15), 2:0 – Топчиев (44), 3:0 – Скрипник (56, с пенальти), 4:0 – Шаран (63), 5:0 – Паляница (72), 6:0 – Паляница (82).

 

“Заря” в том чемпионате боролась за выживание. В отличии от “Днепра”, который изо всех сил пытался навязать борьбу за второе место одесскому “Черноморцу”, параллельно защищая третье место от донецкого “Шахтера”.  

 

Разница в классе днепропетровской и луганской команд была существенная и игра вышла, как говорится, “в одну калитку”.

 

ФК "Днепр" 1995 года при Штанге

 

Отрывок из интервью с Берндом Штанге: “…Конечно же, “Днепр” был очень хорошей командой, становился чемпионом СССР, играл в еврокубках. Но в 95-м команда жила уже в абсолютно новой системе. Украина только-только стала независимой. Старые структуры финансирования были разрушены. Начиналось новое время. Это были истоки, период перехода к профессиональному футболу. Остались лишь пережитки, вроде старой базы. Не было ничего, что нужно в современном футболе. Клуб срочно нуждался в поддержке. Возникали проблемы даже с техническим обслуживанием газонокосилки. Если сравнить с сегодняшним днем — теперь тот же “Днепр” живет в совсем другом измерении, царят абсолютно другие масштабы. Новый стадион в Днепропетровске, база, как у “Баварии” — тогда это было невозможно представить.

 

— В вашей книге описывается первая встреча с представителями “Днепра” — в одном из нюрнбергских отелей. Три 600-х мерседеса, люди в солнцезащитных очках, позже — полет из Киева в Днепропетровск на частном самолете президента “Днепра”. Для вас все это однозначно выглядело как соприкосновение с некими мафиозными структурами. Вы не боялись?
— Совсем нет. Я приехал делать мою работу — работу футбольного тренера. Страшно стало позже, после взрыва бомбы в VIP-ложе донецкого стадиона. Погибли люди — 6 человек, это было покушение на президента “Шахтера”. А уже через неделю мы должны были играть на этом стадионе. Скажу честно — тогда я действительно боялся.
Или ситуация, когда все спонсоры дружно переехали в киевский ЦСКА. Взяли с собой меня, плюс еще 6-7 лучших игроков “Днепра”. Наша дисквалификация за несколько дней до матча первого тура – это был настоящий цирк. Я не понимал, что происходит, это не укладывалось в голове. И в один прерасный день я завершил работу. Упаковал чемоданы — и уехал домой. Мне, иностранцу, понять подоплеку тех событий, было не дано… Но работа в Украине все же была для меня очень хорошим временем. Довелось поработать с такими прекрасными футболистами как Полунин, Скрипник, Шаран, Багмут, вратарь Медин.
Я не держу зла на людей, организовавших ту дисквалификацию. Возможно, все было корректно, переход футболистов “Днепра” в ЦСКА действительно был произведен с нарушением правил? Я не знаю этого до сих пор.


— “Днепр” вам тогда понравился с первого взгляда. В чем была его сила?
— (Замялся). Не хотел бы углубляться в этом направлении. Время стерло из памяти подробности. “Днепр”, несмотря на громкое имя, шел в чемпионате довольно плохо, даже шла речь о зоне вылета. Нашей целью было подняться наверх, и до конца сезона мы смогли сделать это, победив то ли в 8-ми, то ли даже в 10-ти играх подряд. Падение вниз было остановлено. У меня были хорошие коллеги — Вадим Тищенко, очень прилежный “начальник” Алексей Величко. Хорошее было время. У меня до сих пор много друзей в Днепропетровске.

 

— Вы принимали участие в трудоустройстве Скрипника и Полунина в немецких клубах?
— Скорее – нет. Но когда немецкий тренер работает за рубежом, к нему постоянно обращаются коллеги, звонят, спрашивают. Есть у тебя, скажем, хороший левый защитник? Говоришь, конечно, посмотри вот этого парня. Думаю, он мог бы играть на международном уровне. Так что косвенно я был причастен к переходу того же Скрипника. Тренером “Вердера” был тогда мой друг Дикси Дернер.


— “База”, судя по всему, произвела на вас очень сильное впечатление. Разве в ГДР не практиковали сборы перед играми?
— Нет, у клубов никаких баз не было. Только нацинальная сборная могла себе позволить собраться в тренировочном лагере, но мы находились там вместе с легкоатлетами, гребцами, пловцами. Была база под Берлином, ездили в Лейпциг. Но база для клуба — это было для меня что-то новое.

 

— Наши футболисты, как известно, дисциплиной не блещут — в этом, пожалуй, и состоит смысл базы? У вас возникали проблемы с игроками?
— Постоянно. Русским футболистам пора научиться думать по-новому. И тренерам, функционерам — тоже. Приведу пример. В Германии все больше игроков нанимают частным образом консультанта, специалиста по здоровому питанию, чтобы он помог им найти правильные продукты. Они сами стремятся вести правильный образ жизни, чтобы иметь возможность выступать на самом высоком уровне, показать все, на что способны. Они хотят зарабатывать свои миллионы, и предпринимают соответствующие шаги без подсказок, по своей собственной инициативе. А тут, как в детском саду – каждого нужно контролировать. Алкоголь, никотин — все это распространено слишком широко. То же самое вижу и в Белоруссии. Контроль может помочь в меньшей степени – я не могу контролировать игрока 24 часа в сутки. Единственные меры — воспитательные. Нам приходится очень много работать, чтобы бороться с пагубными традициями. Это – одно из основных отличий от европейского футбола, где преобладает личная ответственность каждого игрока.

 

— Когда-то, тренируя “Перт”, вы не смогли справиться с чрезвычайно талантливым, но склонным к хроническим загулам Марио Баслером… Воможно, как раз его и нужно было бы запереть на базе?.
— Баслер был игроком высочайшего класса. Но он курил, пил. Не устаю повторять: если бы он вел другой образ жизни, то на протяжении многих лет играл бы в “Милане” или мадридском “Реале”. Но он не стал себя менять, и его карьера футболиста закончилась довольно рано.

 

— Что представлял из себя украинский футбол в 1995-м? Каков был уровень того чемпионата?
— Чтобы сравнивать уровень, достаточно посмотреть на нынешние успехи ваших команд на международной арене. Две команды выступают в Лиге чемпионов, есть позитивные результаты в Кубке УЕФА. Украинский футбол стал намного лучше. Строятся новые стадионы, новые базы. В связи с предстоящим чемпионатом Европы 2012 года Украина получит еще один очень сильный толчок, это станет следующим большим шагом вперед для украинского футбола.

 

— Трудно переоценить роль в “Днепре” тогдашнего спонсора команды, Игоря Бакая. Что вы можете сказать об этом человеке? В книге Хайко Маллвитца написано, что телохранителями, в сопровождении которых неизменно появлялся на публике Бакай, были якобы братья Кличко. Наверное, это авторский вымысел? В такое трудно поверить…
— Но это было действительно так, чистая правда! Бакай часто приезжал в сопровождении братьев Кличко! Он был мотором для развития клуба, как Григорий Суркис и Ринат Ахметов. До сих пор нахожусь под впечатлением этих сильных личностей. Кто бы еще мог построить впечатляющие своей роскошью базы в Киеве, Днепропетровске, Донецке? Кто будет строить суперсовременные арены? У кого есть эти миллионы? Во всяком случае, не у “болельщиков”, которые приходят на стадион. Скажу честно, я очень уважаю этих людей. Тренеры должны заслужить их доверие, “выиграть” для футбола — в противном случае развитие просто остановится. Пусть они делают ошибки — не страшно. Тот, кто платит, хочет заказывать музыку, и это — в порядке вещей. Но если спонсоры будут иметь право голоса в спортивной сфере — тогда возникнут проблемы. Определение тактики, состава — этим должны заниматься исключительно специалисты, люди, постоянно, каждый день находящиеся вместе с игроками. Но все же мы — футболисты, тренеры, играем куда менее важную роль. Всех нас можно заменить. Но если нет спонсоров, то не будет возможности развивать футбол.

 

— Вас очень любили в Днепропетровске. Вас узнавали на улицах? Могли без проблем гулять по городу?
— Популярность тренера не имеет ничего общего лично с ним. Любят за хорошие результаты. Думаю, что в Днепропетровске мы кое-чего добились. Вышли в финал Кубка Украины. Тогда мы не смогли стать вровень с “Динамо”, но показывали хороший, современный футбол. Думаю, меня любили благодаря этим результатам.
Я прилежно работал, жил на базе, за городом. Очень редко бывал в центре Днепропетровска. Но постоянно ощущал, что окружавшие меня люди были настроены очень дружественно. Украинцы произвели впечатление очень симпатичных, гостеприимных людей. Дружба продолжается до сих пор, по прошествии стольких лет. Контакты остались. Минувшей осенью встретил в Днепропетровске очень много старых друзей. Столько знакомых лиц! Все стали старше — время неумолимо. Было очень приятно.


— Правда ли, что вас очень забавляла история о том, как к вашему теске, знаменитому в прошлом немецкому футболисту, нынешнему тренеру мадридского “Реала” Шустеру в период его работы в донецком “Шахтере” в Днепропетровске обратились как-то Бернд… Штанге.
— Читал об этом в “Шпигеле”. Шустер был тогда очень раздражен. Но эта история несомненно — в мою пользу.

 

Бернд Штанге

 

Победа над луганской “Зарей” получилась очень крупной, но не самой. Наирезультативнейшей викторией “Днепра” в чемпионатах Украины числится пока разгром запорожского “Металлурга” со счетом 7:0. Но это уже другая дата.

 

fcdnipro.com