Для того чтобы навсегда войти в историю отечественного футбола, ему достаточно было сделать одно движение головой. Это ведь именно после того, как он выиграл верховую борьбу в центре поля, и начался легендарный забег Юрия Савичева к воротам бразильца Таффарела в финале Олимпиады-1988. Но, как вы понимаете, были в карьере Владимира Лютого и другие классные матчи, и другие важные победы. Единственный двукратный чемпион СССР в составе Днепра, обладатель Кубка Советского Союза — ему есть, что рассказать, есть что вспомнить…

 

— Несколько месяцев назад я общался с бывшим баскетболистом, а ныне тренером Андреем Шапталой, и он вспомнил, как в детстве ему приходилось соперничать на паркете с вами. Получается, сначала был баскетбол?

— Дело в том, что в футбольную секцию брали лет с 10-ти, я еще не достиг этого рубежа, но уже хотел заниматься каким-то видом спорта. Вот и пошел на баскетбол. Кстати, Андрюшу Шапталу тоже очень хорошо помню. Наши команды как раз конкурировали. Я играл за ДЮСШ-5, он был одним из лидеров Чайки. Соперничество проходило с переменным успехом, но, пожалуй, они все же побеждали чуть чаще.

Мне баскетбол нравился, да и получалось вроде неплохо. По крайней мере, через пару лет, когда я переключился на футбол, мой баскетбольный тренер несколько раз приходил к нам домой — убеждал родителей, что у меня есть все данные, чтобы стать хорошим баскетболистом, а в футболе — шансов никаких.

 

— Для игрока вашего амплуа фамилия подходит отлично. Форвард Лютый — звучит, однако!

— Особенно хорошо она звучала, когда в юношеской сборной СССР я играл в паре с нападающим из Львова по фамилии Дикий. Когда нас объявляли по стадиону, это не могло не вызывать улыбок.

 

— Хорошо помните тот день, когда дебютировали в основном составе Днепра?

— Конечно же. Мне было 18 лет. Команду тогда тренировал Виктор Лукашенко, мы шли на 13-м месте в первой лиге. Приехали в Кишинев, в гости к Нистру. Лукашенко спрашивает: Ну что, как настроение? Готов сыграть?. Конечно, я был готов! Помню, очень много бегал, толкался, пытался что-то сделать… Гол не забил, но мы выиграли — 1:0.

 

— Где-то в тот же период вас впервые пригласили в Киев. Подобные предложения поступали и впоследствии, но всякий раз ответ был отрицательный. Почему? Ведь совсем другие горизонты открывались — постоянное участие в еврокубках, сборная… Боялись, что не выдержите конкуренции в команде Валерия Лобановского?

— Да нет, не боялся, просто Днепр — это моя родная команда, у меня и сейчас за него душа болит, а тогда я нутром чувствовал, что буду в ней играть постоянно. Ну и потом была уверенность, что с Днепром у меня будет возможность тоже добиться чего-то серьезного. Так в итоге и получилось. Нисколько не жалею, что отказался уходить в Динамо. Хотя иногда появлялись мысли, что может быть стоило и попробовать. Просто интересно, как бы тогда карьера сложилась?

 

У меня, кстати, уже позже, в Германии, тоже был вариант попасть в самую сильную команду страны — в Баварию. Я выступал за Шальке-04, у нас как раз возник перебор с легионерами: изначально были я и Саша Бородюк, но потом, когда команду возглавил Александар Ристич, появился еще и его соотечественник — Михайлович. А на поле одновременно могли выходить только два иностранца, вот президент клуба мне и предложил: а давай, дескать, мы тебя на полгода в Баварию на правах аренды отдадим, есть такая возможность. Надо было соглашаться! Но я принял другое решение, из-за финансовых соображений.

 

— Если не ошибаюсь, вы — единственный футболист Днепра, получивший золото чемпионата СССР и в 1983-м, и в 1988-м году. Или есть кто-то еще?

— Можете не проверять, один я такой. Игроки, которые выступали за команду и в 1983-м, и в 1988-м, есть. Но тогда ведь существовала норма — медали вручались только тем, кто за сезон провел не меньше определенного количества матчей.

 

— Оба триумфа были очень неожиданными. В 1981-м Днепр чуть вновь не вылетел в первую лигу, но возглавившие команду по ходу сезона Владимир Емец и Геннадий Жиздик умудрились вывести ее на восьмое место. В следующем сезоне Днепр финишировал девятым, а в 1983 году — первым! Как такая метаморфоза произошла?

 — На мой взгляд, процентов на 90 — это заслуга начальника команды Геннадия Афанасьевича Жиздика, нашего министра финансов. Он смог выстроить четкую структуру, организовал дело так, что футболистам Днепра могли бы позавидовать коллеги из многих других команд. И материальные условия, и быт, и снабжение — все было на высшем уровне…

 

— Жиздик решал любые вопросы?

— Практически. Сейчас вот вспомнил любопытный случай. Хотите узнать, как я стал комсоргом команды?

 

— Конечно!

— Подходит ко мне Жиздик и говорит: Володя, нам нужен новый комсорг. Петя Кутузов уже по возрасту не проходит. Хотим тебя назначить. Другой кандидатуры просто нет. Я давай отказываться: Геннадий Афанасьевич, ну зачем мне эта нагрузка. У меня двое детей, им надо время уделять, да и не хочу я…. А в ответ — краткая и лаконичная фраза: Володя, 200 рублей к зарплате — Все, понял, вопросов больше нет. Убедил одним предложением. (Смеется).

 

sport-express.ua