Главный тренер Днепра Дмитрий Михайленко в интервью Sport Arena подытожил сложнейший для днепрян сезон, рассказал о прогрессе молодежи и определил, почему Сваток стал одним из ключевых игроков Днепра.

 

В процессе разговора Дмитрий Михайленко пару раз назвал завершившийся чемпионат очень неровным и таким, который принес ему совершенно разные эмоции — от полного разочарования до радости. Многим показалось удивительным решение Михайленко остаться Днепре и дальше, о чем тренер также подробно рассказал в нашем интервью.

 

— Когда сезон уже позади и эмоции прошли, какую оценку поставили бы своей команде по 12-бальной системе?
— Говорить, что мы провалили чемпионат, я бы не стал. Вы же понимаете, что мы вылетели без 15-ти баллов… (призадумался. — прим. Ю.К.) По старой пятибалльной системе я бы поставил Днепру четверку. Вообще, тяжело ставить оценку команде, которая начинала и заканчивала сезон абсолютно разной. Это были две разные команды.
Первую часть сезона еще более-менее я мог рассчитывать на определенный набор футболистов, но потом в связи с определенными обстоятельствами большая группа игроков команду покинула, причем это были опытные ребята. Вратарь сменился, центральный защитник и вся группа середины поля. Появились Чебереко, Лунев, Нагиев, Довбык. Также ушел Политыло, а Кравченко и Ротань много пропустили из-за травм. А зимой еще ушли Близниченко, Лучкевич, Пико.
В первой части сезона был момент после 6-го тура, когда мы действительно очень сильно провалились, играли плохо… В атаке ничего не получалось, в обороне не было надежности, на последнем рубеже аналогично. Концовка года получилась вроде бы неплохой, когда заиграли Лучкевич и Ротань. Началась наша беспроиграшная серия, длившаяся до куръезного матча с Карпатами. Этот отрезок можно назвать хорошим и по качеству игры, и по результатам. Принимая все это, а также неспортивные факторы во внимание, я и поставил команде четверку.

 

— Вам пришлось буквально по ходу закрывать проблему трансферного бана Днепра, не позволившего заявлять новых футболистов?
— Такое бывает у многих команд, но мы оказались в ситуации, когда резервы надо было искать только внутри — из прогресса своих футболистов. Например, в сезон мы входили без стабильного игрока правого фланга. Научились выкручиваться, видоизменяясь в плане тактики. Когда начали «вылетать» опорники, перевели в эту зону Александра Влада. И считаю, что успешно.

 

— После нескольких продаж и ухода футболистов зимой, сборы в Турции стали для вас определяющими?
— Вторую часть сезона мы начинали с большим опасением — у нас и так была молодая команда, а в весну мы заходили еще больше омоложенными. В составе было много ребят 1998 года рождения. Тогда брали на сборы 25 человек, но знали, что основная нагрузка будет ложиться на 12-15 игроков. Остальные ребята были 1999 г.р.
Но по качеству игры были хорошие матчи на сборах. Мы играли один тайм условной основой, а потом выходила молодежь, и понятно, что они пока не могли тягаться и добывать результат. Еще на сборах травмировался Кравченко, были повреждения и у других. Двумя равноценными составами мы не могли играть. Молодежь на фоне нагрузок тяжело дышала, но пустыми со сбора ребята не вернулись.

 

— Не всегда тренера могут достучаться до молодежи, которая понимает ситуацию в современном украинском футболе и не очень стремится к прогрессу?
— В чем плюс молодежи? Она быстро прогрессирует в конкурентной среде, намного быстрее других ситуаций. Базовый уровень у ребят ниже, и если нажимать на правильные рычаги, то футболисты начинают прибавлять. Мы понимали, что рано или поздно рост будет, у нас было много сборников разных возрастов. Зная их уровень, надо было проявить терпение и довести до ума задуманное, оснастить теоретически, показать, как это на практике воплощается. А еще спокойно относиться к возможным неудачам. Игры в весенней части показали, что многие прибавляли.

 

— Полугодовая серия без поражений стала стечением обстоятельств, фартом или чем-то другим?
— Мы не могли провалиться. Не забывайте, что тренерский штаб — это все днепряне. Я был капитаном команды в свое время, также и Сергей Дирявка, и Андрей Русол. У нас в штабе еще Валера Городов, Артем Куслий… Мы не любим проигрывать, мы хотели ходить по городу без стыда, нормально смотреть в глаза болельщикам, знакомым и всем, кто еще переживал за клуб. Поэтому не могли позволить себе рассыпаться, какая бы команда у нас не была — молодая, неопытная или неготовая.
Мы хорошо сплотились, что позволило не провалить ни одной игры. Я не могу сказать, что в каких-то матчах соперник нас полностью переиграл. Особо и мы не доминировали, но выглядели хорошо в плане игры.

 

— Но весной у вас были матчи больше с командами второй шестерки…
— Да, но были и Черноморец с Александрией. Мы не почувствовали, что они на голову сильнее. Если называть причиной серии без поражений только фарт, я бы возразил. Мы взяли то, что должны были взять. С Карпатами отпустили выигрышную игру, потеряв концентрацию всего на 7 минут.

 

— Были опасения, что, проиграв Шахтеру в Кубке Украины с крупным счетом, потом можно было не собрать команду до конца чемпионата?
— В полуфинале мы очень надеялись на быстрый гол Шахтеру. В матчах против этой команды более важно не оказаться в роли догоняющего. Шахтер очень хорошо использует пространство, и нам пришлось бы раскрываться, и первый тайм тогда выстояли. Но Руслан Ротань не смог доиграть, и после его замены мы немного провисли в средине поля. План на игру выбрали, я считаю, правильным — были возможности у Довбыка в быстрых атаках, а в конце Днепр вообще чуточку «закрыл» уставший Шахтер. Но с первых минут так играть против Шахтера мы пока не можем. Все же там очень хороший уровень исполнителей, где эпизоды решают Марлос и Тайсон. Они много нам не забили в том матче…

 

— Прогресс Андрея Лунина был для вас ожидаемым?
— Абсолютно! Планировали его еще раньше ставить, но не хотелось, чтобы Андрей перескакивал турнир — с U-19 сразу в первую команду. Но он был настолько уверенным в себе… Понимаете, у голкиперов техническое оснащение плюс-минус одинаковое, и на первые роли выходит вопрос уверенности с психологией. А Лунин фантастически спокоен. Спокойствие, с которым он играет — действия ногами, уверенность на выходах, его реакция на удары и свои ошибки — все это вселяет уверенность и в партнеров, и в тренеров.

 

— Был в Днепре и регресс по ходу сезона. Летом и осенью много авансов выдали Денису Баланюку. Что потом с ним случилось?
— Кто чаще других раздает авансы? Журналисты. Я все понимаю: забивает парень два гола в дебютной игре, и после этого надо о чем-то говорить. Но тренеры видят всю ситуацию до конца, а вы видите только верхнюю часть айсберга в течение 90 минут. Поэтому пока нельзя говорить о Денисе как о футболисте состоявшемся и трезво понимающем свой уровень.
Он прекрасно одарен физически. И он эксплуатирует то, что дала ему природа. Все, что касается интеллектуальной сферы, понимания игры — это на низком уровне. Поэтому есть вопрос его прогресса. То, что мы видим по забитым голам, это еще не все в футболе. Есть нападающие, которые влияют на игру. Их игру можно оценивать независимо от того, забил он или не забил. Человек может не забить, но сыграть хорошо. А Баланюк, если не забивает, то играет, не сказать «плохо», но так, что на ход поединка вообще не влияет.

 

— Как бы вам не хотелось сравнивать, но выходит, что Артем Довбык — противоположность Баланюка?
— В случае Довбыка другое понимание футбола, более тонкое. Артем может сыграть в подыгрыше, создает глубину, уводит за собой противника. На оборону они в 19 лет все плохо играют. Странно было бы требовать от игроков группы атаки, чтобы они в таком юном возрасте, только-только вышедшие из ДЮФЛ, одинаково хорошо действовали в атаке и в отборе.
Баланюк — чистой воды эгоист, играющий только с мячом в ногах, и это нас ослабляло. А мы и так молодая команда, и не можем играть с футболистом, ослабляющим нас. Довбык же быстро прогрессировал, даже в физическом плане. Быстрый, и мог реализовать тренерские идеи в матче.
Но я вам скажу, что пока в моей команде молодежи назвать сформировавшимися футболистами некого. Кроме ветеранов и, быть может, Саши Сватка.

 

— Сватка вы могли бы назвать лидером обороны, несмотря на то, что у вас играли Адамюк с Полевым?
— Я Сашу знаю с 16-17 лет. Школу он заканчивал на позиции под нападающим. С его антропометрией и игровыми характеристиками было смешно играть в нападении. Мы перевели его в центр обороны, и он вырос до уровня игрока молодежной сборной. Лидерские качества у него всегда на уровне. Концентрация на игре и на тренировках — на фантастическом уровне. Ему нужно было просто доверие, которое он, конечно же, не мог получить, находясь за спиной тех же Папы Гуйе, Дугласа, Чеберячко или Мандзюка.
Сейчас Сваток взял на себя бремя лидера и справился с этим, став центральной фигурой в обороне. Вспомните матч против Карпат: мы три гола долго не пропускали, а как только Сваток пропускал матч из-за дисквалификации, случился «эпик-фейл». Причем все мячи залетали из зоны вратарской площадки. Вот, кажется, что тут такого — защитник выбивает мяч, прерывая прострел или подачу? Это обыденность, ничего особенного. Оцениваешь простые действия как должное. А когда Сватка не было в матче против Карпат, мы получили эти три гола с вратарской. Значит что-то не так. Вот вам и о важности Сватка для Днепра. Он стал лидером и в коллективе, и на поле. Больше одного гола до этого мы не пропускали — или «сухо», или один. Если Саша в хорошем настроении был, то мог и два в свои ворота забить (смеется).

 

— Весной после каждого успешного для вас матча появлялась информация о том, что кого-то куда-то из Днепра продают. Как вы реагировали на это?
— Спокойно. Я ведь понимаю, откуда «ноги растут». Станьте на место агентов: будущее клуба туманное, в нем есть прогрессирующие футболисты, игроки в самом перспективном возрасте для продажи. Естественно, все начинают кого-то дергать, искать выходы и выгоду, разговаривать с парнями, рисуя фантастические картины будущего. А СМИ — это место, где можно сделать рекламу игроку.
Кадровая ситуация сейчас у нас более-менее под контролем. Мы знаем, на кого есть спрос, и есть возможность все это отслеживать. Да, есть и реальные предложения, но много информации, которая запускалась весной — фейковая. Мы с большинством ребят в постоянном контакте, на доверительных отношениях. Они понимают, что, во-первых, надо быть уважительным к клубу, который тебя воспитал, и если куда-то переходить, то принести ему пользу. А второе, очень важное, — надо идти туда, где можешь прогрессировать.
Рассказываем ребятам кучу примеров — с тем же Гуцуляком, Шведом, Вачиберадзе. Они уходили очень молодыми, теряли время, не играли и не росли. Причем это футболисты, которые сильнее многих наших. Понимаете, играть за границей в 19-20-летнем возрасте, не понимая язык и не будучи готовым ментально, очень тяжело. Ты окунаешься в средиземноморскую или балканскую среду и не понимаешь, что там происходит.

 

— Но игрокам сложно устоять перед перспективой засветиться в Европе…
— Уже если идти, то с каким-то багажом хотя бы житейского опыта. Я очень хочу верить, что наши игроки это понимают и прислушиваются. Знаю, что пока нет особых опрометчивых решений, чтобы просто уйти куда-нибудь, лишь бы из Днепра. Наши сборники получают много информации от Гуцуляка и Шведа из первых уст. И кроме в основном жалоб ничего хорошего пока не слышали.

 

— Когда можно ожидать, что кадровые и организационные пазлы у Днепра сложатся окончательно?
— Пока мы в процессе ожидания, есть чуточку времени для этого. В ближайшее время, начало или средина этой недели, будет ясно — где мы играем и каким состоавом. Тогда огласим и график сбора команды, и учебных сборов. А я пока на неделю уйду в отпуск.

 

— Где вы силы черпали в течении всего сезона?
— Сезон действительно выдался тяжелее других. Я только сейчас это понял, прокрутив всю дистанцию. Все же, это была другая работа, чем тренировать молодежную команду. Силы черпал от семьи, а еще из нашего коллектива. Он у нас отличный — и тренера, и персонал. Многие заряжали уверенностю, позитивом, хорошими эмоциями.
Я очень счастлив также, что в команде были и есть опытные ребята. В ситуации, в которую попала команда с этими всеми снятиями и неурядицами, можно было просто равнодушно играть, отрабатывая контракт. Но Ротань, Кравченко, Чеберячко, Полевой оказались очень сильными моими помощниками! Помагали обуздать еще слабые футбольные умы — эти 15 человек, которые стремительно попали в УПЛ… Парни очень помогали и показывали отличный пример молодым ребятам. И это также меня вдохновляет на то, чтобы верить, что Днепр вернется в Премьер-лигу. Никуда мы не денемся от нее.

 

 

sportarena.com