На днях одному из лучших защитников в истории украинского футбола Ивану Вишневскому исполнилось бы пятьдесят семь.

…Впервые в составе «Днепра» я увидел Ивана Вишневского в 1984-м. Центральный защитник днепрян чем-то напоминал боксера: слегка сутулый с мощным плечевым поясом и длинными ногами. Рядом со сбитым, координированным и быстрым Сергеем Пучковым смотрелся неуклюже. Стоило мячу приблизится к штрафной «Днепра», как появлялась предательская мыслишка: «Подведет…» Так и случилось. В матче с обладателем Кубка СССР «Шахтером» Вишневский забил гол в свои ворота. И, несмотря на отчаянную борьбу в ответном матче на «Метеоре», новичок чемпиона страны «Днепра» фактически предопределил судьбу обладателя Кубка сезона уже в Донецке. 

Казалось, чего хорошего ждать от карьеры, которая начиналась с подобного конфуза. Но Вишневский обладал качеством вцепиться не только в форварда соперников, но и в саму жизнь. Молчаливый и несуетный вне поля он умел анализировать и делать правильные выводы.

Мне приходилось встречаться с вдовой Вишневского Ольгой. До сих пор помню ее слова: «Ивана могли обожать или недолюбливать, но уважали его все – и партнеры-одноклубники, и соперники». 

Его становление сегодня выглядит неправдоподобным и временами комичным. Подольский хлопчина с детства гонял в футбол только на «галявині біля лісу». Потом служил срочную, вернулся на родину в Тернополь и пошел работать. Сейчас это напоминает жизнь футболистов, выступающих за сборные европейских стран-карликов. Днем Ваня собирал люстры на производстве, а вечером играл за полулюбительскую «Ватру». Верхом успеха в карьере для уже 24-летнего Ивана виделась винницкая «Нива». Ольга Вишневская не сомневается: и стала бы, если бы Ивану дали в Виннице обещанную квартиру. Но решение жилищного вопроса застопорилось. Зато к Вишневскому выстроилась очередь из минимум десяти клубов. Да каких! 

Первое приглашение Владимира Емца в «Днепр» Иван не принял. И очень быстро оказался в белокаменной, да еще в ненавистном от Жмеринки до Луганска московском «Спартаке». Ольга Вишневская объясняла, почему ее муж не стал «спартачем» под руководством Константина Бескова в 1982-м. Местных старожилов раздражал не только «захиднянский» акцент, но и решительность выиграть сумасшедшую конкуренцию за место в составе. Новичок выдержал все, но не выдержали его паховые кольца. Ольга настаивала, что операция прошла неудачно. Иван вернулся в Винницу, опустошенный морально и физически. Серьезных предложений семья уже не ждала. Вишневские понимали, что Владимир Емец не из тех людей, кто зовет в «Днепр» дважды. К счастью, они ошиблись. 

С БЕРЕГОВ ЮЖНОГО БУГА НА ДНЕПРОВСКИЕ

Ольге Вишневской пришлось выполнить роль футбольного агента. Причем переговоры с Геннадием Жиздиком и Владимиром Емцем она вела от соседей. Своего телефона у Вишневских в Виннице не было. И вскоре Иван с родней переезжает в Днепропетровск, где станет одним из лучших центральных защитников за всю историю «Днепра». Здесь же у него появится надежный друг всей жизни Вадим Тищенко. Когда страшное горе случится в семье Вишневских, Вадим будет помогать поднимать на ноги обоих сыновей Ивана и Ольги. 

После конфуза в матче за кубок сезона Иван весьма успешно дебютировал в высшей лиги против московского ЦСКА. Емец был доволен, как Вишневский сыграл классического чистильщика. Обратил внимание на Ивана и Эдуард Малофеев, но в сборной СССР днепрянин основным игроком не стал. Место застолбил за собой звезда киевского «Динамо» Олег Кузнецов. 

Зато в «Днепре» Вишневский демонстрировал стабильную уверенную игру. Пучков мог смело отлучаться для пробития дальних штрафных, зная, что партнер держит штрафную на замке. Молчаливый, но очень принципиальный Иван пользовался уважением Владимира Емца, а позже – Евгения Кучеревского. Ольга Вишневская не сомневается, что Владимир Емец видел Вишневского будущим наставником «Днепра». Но была у этих симпатий и серьезная проверка. 

ПОТРЯСЕНИЕ СУРОВОГО НАСТАВНИКА

Ольга Вишневская вспоминала занимательную историю, как ее муж поставил на место, в принципе не терпевшего возражений, Владимира Емца: «Тренерский штаб «Днепра» часто собирал игроков и жен вместе. Не исключением были и матчи «Днепра», когда нас привозил и забирал специальный автобус. Но однажды ударил «гром». Раздосадованный неудачами в чемпионате, нередко грубоватый в жизни, Владимир Александрович назвал дражайших половин своих игроков… «мурками».

На ближайшем собрании, после инцидента на «Метеоре» Иван встал во весь немаленький рост и заявил: «Я хочу, чтобы вы запомнили, наши жены – не мурки». Очевидцы утверждали, что Емец потерял дар речи. Но конфликт, к счастью, продолжения не получил. Видно главный тренер «Днепра» действительно уважал Вишневского. В том числе и за прямоту. Ведь и сам Емец, не стесняясь, резал правду-матку прямо в глаза.  

Самым грандиозным и многообещающим для Вишневского стал год накануне его отъезда за границу. В 1988 году Иван с партнерами получит золотую чемпионскую медаль высшей лиги, а Валерий Лобановский возьмет его на Чемпионат Европы-88. 

ХОТЕЛ СЫГРАТЬ ПРОТИВ ГУЛЛИТА

Изначально центрбек «Днепра» понимал, что шансы появиться на немецких полях вместо Бессонова или Кузнецова у него ничтожны. Надежда забрезжила, когда последний перед финалом Евро получил дисквалификацию. Но в центр обороны Валерий Васильевич Вишневского не поставил. Он предпочел отправить туда опорного минского «Динамо» Алейникова.

Полузащитник не справился с воздушным налетом Рууда Гуллита, который и предрешил борьбу за золотые медали. Помню, как пресса терзала Ивана по поводу несбывшейся мечты выйти в той незабываемой игре с голландцами. Вишневский и здесь не изменил своей дипломатичности: «Обижаться на тренеров – пустое занятие. Это их дело, кого выпускать. Но мне сыграть очень хотелось и против Гуллита, и против Ван Бастена…» Остается только дополнить, что от гола Марко, спасти нашу сборную не смог бы никто. 

«ВИШНА! БУЙВОЛ!!!»

По возвращении в Днепропетровск Вишневский почувствовал серьезную конкуренцию со стороны молодого Владимира Геращенко. 32 года в советском футболе считались возрастом критическим. Ольга не скрывала, что муж серьезно подумывал о возвращении в Винницу. Но руководство «Днепра» предложило другой вариант – переход в турецкий «Фенербахче».

Кажется, Ивану особенно приглянулись сине-желтые цвета одного из трех стамбульских грандов. А уж болельщики от приобретения клуба были просто в восторге. Глядя, как Ваня разбирается с нападающими ненавистных «Галатасарая» и «Бешикташа», они кричали до потери голоса «Вишна! Буйвол!!!»

Выговорить длинную фамилию они были просто не в состоянии, поэтому у Ивана появились колоритные прозвища. К сожалению, идиллия оказалась недолговечной. Главного тренера Веселиновича, который запросто общался с Иваном на русском, уволили. Вскоре пришлось менять клуб и Вишневскому. Три года он небезуспешно доказывал в Турции свою профпригодность. Непривычный к местной жаре Ваня сражался на поле и не подозревал о смертельной болезни…  

ТРАГИЧЕСКАЯ РАЗВЯЗКА

Когда я сидел в любимом кресле Вишневского, мне казалось, что хозяин квартиры просто куда-то вышел. Но Ивана не стало в теперь уже тоже не близком 1996-м. Болельщики «Днепра» были потрясены. Пока Вишневский мог, он поддерживал себя в тонусе даже по окончании спортивной карьеры. Бегал кроссы вдоль набережной Днепра, болельщики узнавали его, не жалели признаний и желали успехов. Смерть 39-летнего кумира стала для них просто шоком… 

Воспоминания Ольги Вишневской не нуждаются в пространных комментариях: «Что творилось в его душе, Иван, никому не рассказывал. Ни до фатального обследования в Германии, ни вообще… Возвращаясь к периоду его выступлений за «Днепр», скажу: Ваня был всегда в себе. Зато чужие проблемы он воспринимал, как личные. Двери этой квартиры никогда не закрывались, а телефон не умолкал. И даже в редкие моменты в узком семейном кругу он не фонтанировал. Мы, как близкие были для него главной психологической разгрузкой. А восстанавливающие процедуры обеспечивал вот этот холодильник. После тяжелых матчей Иван садился в свое кресло и прикладывал к ушибам куски сырого мяса…»

По мнению вдовы, еще врачи сборной СССР допустили роковой недосмотр. Вишневский обратил внимание на побелевшее родимое пятно. Эскулапы успокоили, не накручивай ситуацию и тренируйся. А уже после Турции, в той же Германии у Вишневского диагностировали рак третьей степени…

 

footclub.com.ua