Капитан молодежной сборной СССР. Закончив карьеру футболиста, успешно тренирует клубы Украины. Главное достижение как тренера — выигрыш Кубка Украины с симферопольской Таврией в 2010 году. Ныне — главный тренер запорожского Металлурга. Во время вечерней тренировки своей команды Сергей Валентинович в рамках акции Днепр-чемпион, иницированной Евгением Удодом, поделился с корреспондентом “Зорі” своими воспоминаниями о чемпионстве Днепра 1983 года.

 

 

— Сергей Валентинович, как вы пришли в футбол? Как началась ваша футбольная карьера?

 

— До шестого класса, пока не поступил в футбольный интернат в Ворошиловграде, как и все дети, занимался дворовым футболом. Участвовал в “Кожаном мяче”. Потом, как уже говорил, поступил в спортивный интернат. Это уже профессиональный уровень. Понимаете, ежедневно уделялось внимание футболу. Там я и начал получать азы.

 

— Ваш приход в Днепр был не простым. Как Емец и Жиздик вас отвоевали тогда?

 

— Да, отвоевали. Раньше было постановление Министерства обороны о том, что откуда футболист призывался в армию, туда он и должен был возвратиться после прохождения службы. Я призывался с Черноморца в одесский СКА. Следовательно, в 1983 году я должен был вернуться в «Черноморец». Могли еще в ЦСКА забрать — единственное исключение из правил. Но после службы Емец и Жиздик что-то сделали — и я оказался в «Днепре». За это им огромное спасибо. В 1983-м меня заявили за футбольный клуб Днепр.

 

— Как влились в коллектив? С кем дружили в команде?

 

— Во-первых, дружил с Тараном. Потом познакомился со всеми. Мы с Олегом познакомились раньше. В 1980-м году вместе служили в СКА «Одесса». Он мне всегда подсказывал, как старший товарищ. Да и после армии меня приглашали, кроме «Днепра», и другие клубы. Он сказал: не выдумывай, иди в «Днепр», все будет нормально.

 

— Как игроки Днепра свободное время проводили?

 

— Это уже тяжело вспомнить. Тридцать лет, как-никак прошло. Помню: две тренировки в день. После вечернего занятия приходили домой. Ни на что времени не хватало.

 

— Как складывались ваши отношения с Владимиром Емцем и Геннадием Жиздиком?

 

— Как могут складываться отношения? Я был футболистом, и должен был выполнять те требования, которые передо мной ставит тренер. Так тогда было. Так и сейчас. Тренер хочет, чтоб игрок прогрессировал. Так я восемь лет отдал Днепру. Всегда выполнял требования тренеров. Емец и Жиздик очень помогли моему профессиональному росту.

 

— Почему, на ваш взгляд, именно Емец и Жиздик привели Днепр к чемпионству?

 

— Прежде всего они были хорошими мотиваторами. Хорошими психологами и организаторами. Геннадий Афанасиевич занимался нашим бытом. В то время, в советское, было сложно что-то где-то достать. Он все делал, чтобы мы не отвлекались от тренировок. Владимир Александрович занимался чисто футбольными делами. Помогали ему очень хорошие люди. Анатолий Азаренков, Леонид Колтун и Евгений Жучков. В «Днепр» приезжало много хороших молодых ребят. Емец из множества умел отобрать. По настрою, по бойцовским качествам.

 

— Какой матч в чемпионском 1983 году запомнился больше всего?

 

— Первый запомнился, пожалуй. На выезде в Ереване с Араратом, если не ошибаюсь. Первые матчи всегда откладываются в памяти.

 

— Ваши воспоминания о решающем матче со Спартаком, который прошел 6 ноября 1983 года.

 

— Конечно, это был самый главный матч. Они приехали после еврокубковой выездной победы. Нам нужно было побеждать, чтобы доказать наше право на чемпионство. Главный наш помощник— это двенадцатый игрок, зритель. Стадион битком забит. Все болеют за нас, переживают.

 

— Ощущения после победы. Что запомнилось наиболее ярко?

 

— Во-первых, меня за две-три минуты до конца матча поменяли. Получил сотрясение мозга от столкновения с Гладилиным. После свистка радости было море, не передать словами. Потом, когда круг почета бежали, весь стадион скандировал. Это незабываемо.

 

— Говорят, что поддерживать чемпионский статус сложнее, чем стать чемпионами. Как вы справились с этой задачей?

 

— Нам всегда было сложно. Ведь мы команда с периферии. Мы были вторыми, после «Зари», кому удалось стать чемпионами из простых городов. Давление на команду всегда только нарастало. Возрастала и ответственность. Мы защищали свое чемпионство и в Кубке чемпионом. Это были тоже незабываемые матчи.

 

— Вам, по регламенту союзного чемпионата, четырех матчей до медали не хватило в 1983 году. Ее все-таки дали?

 

— Да, дали. Почему не хватило, расскажу? Это вот как раз было связано с моим трудным переходом в Днепр. Долго не могли заявить. Жиздик поехал в федерацию в Москву, и выбил медаль. Потом рассказывал, что говорил: парень сыграл все игры после заявки в состав, как это ему не дать медаль? Пошли на встречу и дали.

 

— Только вы и Владимир Лютый кавалеры всех наград «Днепра» в чемпионате СССР. Приятен этот факт?

 

— Конечно, приятно. Да, у меня всего по две. Две — золотые, две — серебряные, две — бронзовые. Еще и кубок. А что у Лютого тоже все медали? Я думал, я один (смеется).

 

— По официальной информации — да.

 

— Я для интереса уточню (смеется).

 

— В 1990-м вы вернулись в Одессу?

 

— Да. Меня пригласил Виктор Евгеньевич Прокопенко. Решил поменять команду спустя восемь лет. И Одесса для меня не чужим городом была.

 

— В тренерской работе вы применяете что-то, чему, может быть, научились у Емца и Жиздика?

 

— Где-то есть. Особенно в плане психологии. Пока ты молодой, не обращаешь внимания на тренировочный процесс, растешь как игрок за счет психологической помощи и требований тренера. Это я и почерпнул от Емца и Жиздика.

 

— Ваше отношение к акции Днепр — чемпион!. Пожелания…

 

— Прежде всего своим бывшим партнерам хочу пожелать здоровья. Это самое главное.

 

— Ваши пожелания команде Днепр и ее болельщикам.

 

— С такими условиями, которые есть у команды, они должны ставить высокие цели и добиваться высоких результатов. Вот уже 30 и 25 лет прошло после чемпионств. По-моему, достаточный срок, чтобы вновь порадовать своих болельщиком первым местом.

 

 

zorya.org.ua