— Почему ты решил переехать именно в Украину?
— Ради возможности играть в Европе с командой, которая в последние годы всегда играла в еврокубках. Это была прекрасная возможность пережить такой опыт даже в столь молодом возрасте.

 

— Были ли у тебя другие предложения?
— Да, но клуб в котором я играл (прим. — Васко Да Гама) их отклонял.

 

— Как проходила твоя адаптация к нашему чемпионату?
— Поначалу было трудно адаптироваться, были большие изменения в таких аспектах, как футбол, культура и обычаи. Мне потребовалось несколько месяцев, чтобы почувствовать себя приспособленным ко всем изменениям, которые произошли в жизни.

 

— Кто тебе помогал с адаптацией?
— Такими людьми стали Жулиано, Матеус и Максим, который был нашим переводчиком. Они были важными для меня.

 

— Какими были твои впечатления от Украины?
— Первое, что меня впечатлило, это погода. Смена бразильского лета на украинскую зиму. Я не привык к такой температуре.

 

— А от клубной инфраструктуры?
— Инфраструктура клуба была отличной. Лучше, чем у большинства бразильских клубов.

 

— Что именно тебя в ней впечатлило?
— Качество тренировочных полей, которые всегда были на отличном уровне для развития наших навыков, крытый спортзал для тренировок в холодные дни. Большие профессионалы, которые работали с нами, чтобы оказать наилучшую поддержку. Все это произвело на меня большое впечатление.

 

— С кем в команде ты больше всего общался?
— Когда я приехал, общался только с Матеусом и Жулиано. Поскольку я не говорил по-русски и по-украински, мне было трудно разговаривать с другими ребятами. Но когда я начал учить некоторые слова, я смог общаться с большинством игроков.

 

— Каких успехов ты добился в изучении языка?
— В основном, когда я общался не с бразильцами, мне было тяжело изъясняться, потому что я не знал вашего языка. Когда я его выучил, я начал жить в вашей стране намного лучше.

 

— А плохие слова ты выучил?
— Да, это были первые слова, которые я выучил.

 

— Например?
— С*ка, бл*ть, пи*здец.

 

— Расскажи о своей жизни в Украине.
— Мне здесь очень понравилось жить, у меня были отличные условия. Днепропетровск был тихим городом, мне нравилось гулять по набережной. Отличные рестораны. Украинцы всегда относились ко мне очень хорошо и вежливо. Мне понравились люди и то, как они меня приняли. Провести несколько лет в Украине было замечательным опытом.

 

— Кто умел хорошо пошутить?
— Матеус всегда рассказывал хорошие шутки.

 

— Расскажи забавную историю из Днепра.
— Забавный момент, случившийся в одной из наших поездок на игру. Пока я спал в автобусе, Коноплянка сделал фотографию со мной, которую он даже разместил в инстаграме. Всем было очень смешно.

 

— Какие задачи ставило руководство перед командой?
— Наша цель всегда заключалась в том, чтобы выиграть чемпионат Украины, хотя это и было сложно. Однако мы всегда занимали лидирующие позиции для того, чтобы получить место в еврокубках.

 

— Кто-нибудь из руководства клуба посещал тренировки?
— Единственным, кто не принимал участие в наших тренировках, был наш президент. Другие люди из руководства всегда присутствовали.

 

— Каковы были основные принципы футбола Хуанде Рамоса?
— На мой взгляд, когда Рамос только прибыл в команду, он пытался использовать нестандартную для Украины модель игры. Однако не получил ожидаемых результатов. Когда я приехал, он уже изменил модель игры. Основными характеристиками были сильная физическая подготовка и большая скорость в атаке.

 

— Чем отличаются Хуанде Рамос и Мирон Маркевич?
— Это два великих тренера, но с разными методами работы и с разными стилями игры. Хуанде Рамосу нравилась физически сильная команда и скоростные контратаки, а Мирону Маркевичу хотелось иметь больше контроля над игрой, с большим количеством передач, более командной игрой, а также скоростью в атаке. Оба — великие тренеры, с которыми мне посчастливилось работать.

 

— Кто из них на тебя больше повлиял?
— Маркевич.

 

— Почему команда часто теряла очки с командами уровнем ниже?
— Это были команды, с которыми мы всегда испытывали трудности. Мы отлично играли с командами такого типа, но в матчах с ними теряли важные очки и по этой причине не смогли занять более высокие места в таблице. Эти команды всегда играли очень закрыто и использовали наши ошибки, когда нам приходилось больше раскрываться. Мы давали им пространство, которое они искали, и они это использовали.

 

— Ты был рад завоеванию серебра? Или все же было обидно, что не удалось взять чемпионство?
— Серебро было большим достижением, но я хотел выиграть чемпионство и поэтому огорчился, что не удалось его завоевать.

 

— В чем секрет успеха команды в Лиге Европы?
— Маркевич нашел для нас игровую стратегию, которая работала очень хорошо, мы поняли его идею и пришли к убеждению, что можно достичь финала. У нас была очень сильная защита, которая пропустила мало голов и сильная атака, которая умела решать моменты для достижения успеха.

 

— Что ты почувствовал, когда понял, что сыграешь в финале Лиги Европы?
— Право играть в финале одного из самых важных турниров мира и быть среди лучших игроков Европы и мира. Я был счастлив.

 

— Чего не хватило в финале?
— Нам не хватало опыта. Севилья была действующим чемпионом, привыкшим выдавать великолепные финалы и выдерживать большое давление.

 

— Какой твой лучший матч матч в составе Днепра?
— Против Наполи.

 

— А худший?
— Игры, которые мы проводили плохо, лучше забыть, так что я не помню.

 

— Какова была ситуация в команде, когда перестали платить зарплату?
— Большинство игроков были недовольны этой ситуацией, особенно иностранцы, так как проходить это вдалеке от родины становится еще сложнее. Мы пытались найти какие-то решения этой проблемы, но всегда сохраняли профессионализм, несмотря на трудности с получением зарплаты.

 

— За какой срок задолжали тебе?
— 6 месяцев и бонусы.

 

— Рассчитываешь ли ты получить эти деньги?
— Нет.

 

— Как ты отнесся к политической ситуации в Украине, сложившейся в 2014-м? Многие легионеры покинули страну. У тебя не было такого желания?
— Я волновался, поскольку ситуация была сложной, и все без исключения боялись того, что может произойти. Но у меня не было желания покинуть страну. Это произошло бы только в случае ухудшения ситуации.

 

— В сезоне 14/15 ты был одним из лучших защитников Лиги Европы. Почему ты не продолжил карьеру в Европе после столь успешного периода в Днепре?
— Потому что у меня была травма колена, на восстановление от которой ушло много времени. Я потерял целый сезон ради восстановления и именно тогда я решил вернуться в Бразилию, чтобы позаботиться об этой травме и снова попытаться играть в футбол.

 

— Были серьезные слухи о многих клубах. Кто был ближе всех к твоему приобретению и почему этого в итоге не произошло?
— Бешикташ продвинулся дальше всех. Мой трансфер не случился, поскольку клубы не пришли к соглашению. Но я хотел туда перейти, чтобы играть вместе с Бойко.

 

— Следишь ли ты сейчас за украинской лигой?
— Редко. Знаю, что Шахтер — лидер.

 

— Знаешь о существовании Днепра-1?
— Да. Там играют многие бывшие игроки Днепра.

 

— Чем отличается украинский чемпионат от бразильского?
— Украинский чемпионат в последние годы терял силу из-за проблем, которые пережила страна и которые отразились на футболе. Шахтеру все же удалось сохранить хороший уровень, но большинство команд пострадали. В Бразилии чемпионат более сбалансирован, командам трудно долго оставаться на вершине, здесь не так много дисбаланса между большими и средними командами, 8-10 команд всегда имеют возможность выиграть чемпионат.

 

— Почему у тебя не вышло в Сан-Паулу?
— Клуб помог мне восстановиться после травмы, которую я получил, когда покинул Украину. Но когда у меня появилась возможность играть, я был не в лучшей физической и технической форме. Поэтому и не смог добиться успеха в Сан-Паулу.

 

— Ты переехал в Шапекоенсе почти через год после той ужасной авиакатастрофы. Расскажи, как клуб с этим справился.
— Это была, пожалуй, самая большая проблема, с которой я столкнулся в своей профессиональной карьере: клуб переживал момент неуверенности, не зная, сможет ли продолжить свое существование после аварии. Когда меня пригласили, я согласился пойти, чтобы помочь клубу и городу, который все еще страдал от потери. Клуб должен был строиться фактически с нуля, потому что в нем не было игроков, директоров, тренеров, персонала, практически никого. Трудный момент, который клубу с огромной болью удалось преодолеть.

 

— Бразильская лига или другие клубы помогали?
— Да, другие клубы помогали. Давали игроков в аренду и продолжали платить им зарплату, чтобы собрать новую конкурентоспособную команду.

 

— Ты провел более 100 матчей за клуб и удостоился капитанской повязки. Хотел бы ты стать легендой Шапекоенсе или поиграть в другом месте?
— Я все еще хочу попробовать себя в другом клубе, хоть и получаю большое уважение в Шапекоенсе.

 

— Хотелось бы вернуться в Европу?
— Да.

 

 

tribuna.com