Мы начинаем цикл рассказов о том, как организованы другие клубы, и что у них может взять Днепр. Для затравки выбрали самый успешный пример последнего времени — Барселону.

 

 

 

 


1. Президент

Формально у Барселоны нет владельца, главного акционера или еще какого-то хозяина. Клуб принадлежит сосиос — болельщикам, которые выбирают президента, а уже избранный распоряжается их деньгами. Такая вот демократия в действии, учитывая, что президентом теоретически может стать любой. На практике, конечно, мнение каждого болельщика никто не учитывает, а голосуют на выборах лидеры болельщицких ячеек — пений. Да и «их деньги» — тоже весьма абстрактное понятие, сосиос платят что-то около двух сотен евро в год, да и их количество с некоторых пор ограничено. Учитывая многомиллиардные бюджеты Барсы, роль сосиос немного преувеличена. Тем не менее, да, это демократия и да, люди отвечают за свои решения своими деньгами.

Нужность Днепру: пока нет. Демократия у нас имеет свойство обретать формы какого-нибудь Януковича, да и собственно выбирать президента при нынешней системе футбола в стране не из кого.

 

2. Правление

Президент управляет при помощи хунты, в Испании это нормальное слово, обозначающее просто «собрание», а не то, что россияне привыкли думать. Так вот, в хунте Барселоны 18 директоров. Это больше, чем в правительстве Украины министров. А ведь у каждого из директоров есть замы, секретари, технические сотрудники и т.д. , и т.д. Потрясающий пример бюрократии, которым Барсу попрекают все, кому не лень. Чем занимаются эти люди — сложно сказать. Реально дела ведет спортдир, ну и еще кто-то макароны на базу закупает. Остальные ведут Важные переговоры и делают кассу местным ресторанам.

Нужность Днепру: в клубе, по нашему мнению, достаточно или близко к тому людей. Копировать схему Барсы нет нужды ни одной команде в мире, если ее задача не устроить на работу как можно больше бездельников. Господи, даже в киевском Динамо такого нет.

 

3. Скаутская система

Безусловно, у Барсы есть свои скауты, которые ей по большому счету не нужны. Если и есть на свете игроки, кроме Рауля Гонсалеса Бланко, которые не мечтают играть за каталонцев, то агентов, не желающих пристроить своих клиентов в Барселону тупо не существует. Поэтому по щелчку пальцев в каталонском клубе будет вся информация про любого футболиста, вплоть до того, носил ли он в школе девочкам портфель. Представители детской школы Барсы прямо говорят — нам не нужны представительства в других странах, мы просто просматриваем досье, которые присылают со всего мира и выбираем понравившихся кандидатов.

Игроков же, которые в состоянии усилить первую команду Барсы, во всем мире несколько десятков, и все они на виду. Поэтому работать скаутом в Каталонии, пожалуй, одна из самых легких работ на свете.

Нужность Днепру: у нас должна быть куда более серьезная скаутская служба, чем в Каталонии. Сама жизнь заставляет. Пока выглядит так, что нам нужно усиление этой подструктуры клуба, но за примерами и подсказками отправляться следует не в Каталонию.

 

4. Больше, чем клуб

Барса — это пафос. Клуб является стержневым компонентом политической, экономической и социальной жизни Каталонии, проводником, который притягивает внимание к жизни в провинции вообще. Ну кто в мире не знает о сепаратистских настроениях в Каталонии? Из президентов Барсы Жоан Лапорта пошел в политические лидеры. Камп Ноу привлекает туристов не хуже архитектуры Гауди. Это действительно больше, чем клуб.

В процессе написания этого пункта, куда входит и работа с болельщиками, я понял, что нужен отдельный материал. Он будет, поэтому тут пока закруглимся и выразим главную мысль.

Нужность Днепру: очень. У нас антипафосная команда, скромная (не в плане результатов, а в плане именно быть чем-то большим, чем просто футбольный клуб). Первые шаги для изменения ситуации уже сделали фанаты, но направление в целом очень перспективное.

 

5. Планета Барса

Барселона — это не только футбол. В структуре клуба 9 видов спорта, включая такой экзотический для Испании, как хоккей. Раньше было еще больше, да финансовый кризис грянул. Каждый, кто хочет заниматься хоть сколько-нибудь массовым видом спорта, или болеть в нем за своих, может найти себя на Планете Барса.

Нужность Днепру
: пересекаясь с предыдущим пунктом, очень бы хотелось. При всем понимании средней ситуации как с интересом в городе к спорту, так и к лишним финансам, трату которых перед главным акционером нужно будет оправдать. Остается только надеяться, что доживем.

 

6. Школа

Футбольная школа Барселоны является предметом зависти всего мира, во многом благодаря сверхталантливому поколению, которое встречается раз даже сложно сказать в сколько лет, никогда еще наверно и нигде такого не было.

Ла Масия — это не только и не столько футбольная школа. Это настоящая академия, где готовят разносторонних личностей, которые помимо прочего умеют играть в футбол. И пусть не все из них найдут себя в профессиональном футболе, но это будут люди с хорошим образованием. Футбол для них — награда за высокую успеваемость. Если кто-то отстает по профильным дисциплинам — условной математике или иностранному языку, ему просто не дадут заниматься футболом. Разумеется, все не так строго и слегка утрировано, вряд ли условному Месси не давали мяч, пока он не выучит астрономию, но уровень подготовки футболистов такой, что люди книжки потом пишут, как Хави.

Нужность Днепру: очень. При напрочь убитой системе образования в стиле совка, клуб может стать отправной точкой для повышения его уровня. Создание сети общеобразовательных школ, даже на базе существующих, привлечение хороших учителей и как бонус — игра в футбол с последующим отбором успевающих детей в академию, которая станет чем-то вроде элитного бесплатного лицея, может не сильно ударить по бюджету Днепра, но станет отличным заделом на будущее. 

 

 

FCDNIPRO.COM