Известного в прошлом советского и украинского футболиста Владимира Лютого читатели должны помнить не только как двукратного чемпиона СССР в составе Днепра. В 1988 году он был одним из ведущих игроков советской сборной, которая выиграла Олимпиаду. Именно с его паса Юрий Савичев забил победный гол в финале олимпийского турнира. До последнего времени Владимир Лютый проживал к Кельне, тем не менее, корреспондент газеты ГОЛ! сумел пообщаться с одним из лучших советских футболистов 1980-х.

 

— Владимир Иванович, в 1983-м, когда впервые стали чемпионом СССР, вам был всего 21 год. За счет чего тогда Днепру неожиданно для всех удалось достичь такого успеха?
— В Днепре, когда команду принял тренер Владимир Емец, создали хорошие условия для футболистов. Кроме того, в тот момент подросло талантливое поколение игроков – Протасов, Литовченко, Кузнецов. Все ребята местные, молодые. В какой-то мере это было удачное стечение обстоятельств. С другой стороны, в Днепропетровске тогда работала передовая футбольная школа, ведь не везде в один момент может появиться и окрепнуть такое количество молодых футболистов высокого уровня. Но признаюсь честно, мы сами от себя не ожидали, что удастся выиграть чемпионат.

— Против каких команд были самые принципиальные матчи?
—Самым принципиальным соперником для Днепра был московский Спартак! Все те годы, когда мы выигрывали медали, потом Кубок – красно-белые оставались главным противником. Эти игры были очень напряженными.

— В сезоне 1984/1985 Днепр дошел до 1/4 финала Кубка европейских чемпионов. Нынешнему составу команды об этом можно только мечтать…
— Да, обидно, ведь тогда проиграли Бордо лишь в серии пенальти. Первый матч во Франции стал для нас первым официальным в новом году после зимнего перерыва. Это сейчас украинские команды проводят сборы на изумрудных полях да в теплых краях. А мы готовились на асфальте, тренировались на гаревом поле. Тем не менее, во Франции сыграли 1:1, это был неплохой результат. Ответный поединок проводили в Кривом Роге, тогда в основное время сыграли тоже 1:1, а по пенальти, к сожалению, проиграли. Было очень обидно.

— В те годы вы впервые выехали из СССР в Европу?
— Нет, еще в 1980-м я впервые поехал в Германию. Тогда юношескую сборную Украины, под маркой киевского Динамо, вывезли на турнир в Аугсбург.

— В 1988 году, уже под руководством Евгения Кучеревского, вы снова стали чемпионом СССР. Команда выиграла титул без Протасова и Литовченко, которые перебрались в Динамо. Вас в Киев тоже звали?
— Я единственный человек в истории Днепра, который выиграл с клубом оба чемпионства. А в Динамо звали неоднократно. Начиная с 18 лет, меня приглашал Валерий Васильевич Лобановский. Потом, в конце концов, он понял, что я не поеду в Киев. Были даже угрозы… Возможно, именно из-за моего решения я так поздно попал в сборную. Первую игру за команду СССР сыграл только в 26 лет.

— А почему не хотели ехать в Динамо?
— Я не считал, что мне обязательно нужно идти в Динамо, если в родном городе мог добиться таких же результатов. Согласитесь, я доказал это своей карьерой. Мы делали футбольное имя Днепру, которое уважают и сегодня.

— В 1988 году вы под руководством Анатолия Бышовца выиграли золото Олимпиады. Как на родине встречали команду?

— Лично меня не успели встретить, потому что олимпийская сборная прилетела в Москву в тот же день, когда у Днепра была ответная игра с Бордо в Кубке УЕФА, поэтому я сразу полетел во Францию. А когда уже вернулись в Днепропетровск (было где—то часа два ночи), нас никто не встречал. Я тогда даже грузовик ловил, чтобы до дома доехать.

— Владимир Иванович, вы стали одним из первых советских футболистов, которые уехали играть за рубеж. Как состоялся ваш переезд в Германию?
— Да, вы правы, в конце 80-х я был в числе первых игроков, уезжавших в Европу. Представители Шальке посмотрели несколько моих игр. В Шальке тогда уже играл Александр Бородюк, выступавший ранее в московском Динамо. Они искали нападающего, тогда и обратили на меня внимание. А вообще было много вариантов для продолжения карьеры. Люди, которые помогали мне в трудоустройстве, говорили, что больше всего предложений было из Англии. Назывались такие клубы, как Саутгемптон и Арсенал, но я выбрал Шальке, который выступал тогда во Второй Бундеслиге.

— Чем в те годы отличался немецкий футбол от советского?
— В СССР футбол был тактически сильнее. Кроме того, игроки в советском чемпионате технически превосходили немецких. Но в Германии футболисты были сильнее в физической и психологической подготовке. В СССР, если команда проигрывала 0:3, итоговый результат уже был предрешен. А в Германии, когда выигрываешь 3:0 или 4:0 – это не факт, что победа в кармане. Был такой случай: я просматривал игру в одной из лиг немецкого футбола. Команда ушла на перерыв, побеждая 6:0, а потом пропустила 7 голов и проиграла. Даже такое бывает в Германии.

— А как обстояло дело с адаптацией?
— А я и до сих пор, спустя 20 лет, все еще адаптируюсь к этой стране! Нужно знать язык и понимать менталитет, тогда будет намного проще жить в Германии. Это страна высокого социального уровня, где абсолютно все подчиняется законам.

— Кроме Шальке вы поиграли во многих немецких клубах, и даже в Турции. Почему ни в одной немецкой команде не смогли задержаться надолго?
— Во—первых, у меня не было агента, который бы знал правила и законы трансферов игроков. Поэтому так все сложилось… Хотя для Германии считается нормальным, когда человек проводит в клубе 2—3 года и потом уезжает в другую команду. Карьера подходила к завершению и я менял клубы по разным причинам. Задумывался, как мне жить после футбола…

— В 1997 году, когда, казалось, вы уже пустили корни в Германии, вдруг вернулись в Днепр. Как так произошло? Все—таки вам было уже 35 лет…
— История получилась очень интересная! Я приехал в Днепропетровск по делам и попросился потренироваться с командой, потому что в Германии я выступал за команду третьей лиги и мне нужно было поддерживать форму. Тренировался со вторым составом Днепра и Петр Кутузов порекомендовал меня Вячеславу Грозному, который тогда возглавлял Днепр. Чемпионат подходил к завершению, предстояла еще финальная игра в Кубке против Шахтера. Но помочь команде как следует я не смог. Сыграл одну игру против ЦСКА и после матча у меня воспалился ахилл. Залечить травму не удалось и мой выход на поле в финале Кубка Украины тогда ничего не принес, к сожалению.

— Как заканчивали карьеру?
— Поиграл еще в третьей немецкой лиге, получил тяжелую травму – порвал крестообразную связку и уже закончил с профессиональным футболом. Потом, правда, еще играл в немецких любительских клубах и лишь затем начал задумываться о тренерской карьере, параллельно учился этому.

— Вы пробовали себя на тренерском поприще в Германии и России, как ощущения?

— Я обучался тренерскому мастерству в Германии, мне очень нравится профессия наставника. Я люблю и хорошо знаю футбол. Хотелось бы получить шанс поработать в Украине, тем более, что есть желание и наработанный опыт.

— А в Днепр звали?
— Пока нет. Хотя говорил Андрею Викторовичу Стеценко, что у меня есть желание поработать в Украине. Я знаю, что в структуре, в которую входит Днепр, есть не одна команда. У меня есть знания, умение, поэтому я могу работать не только тренером, но и в футбольной академии. Когда в Днепр пришли испанцы, они и в академию поставили своих тренеров. Я считаю, что это не совсем правильно.

— Что можете сказать об игре Днепра в этом сезоне?
— Чтобы создать команду, должно пройти время. Мы видим, что Рамос проработал довольно долго и появился определенный результат. В команде хорошая конкуренция, подросли молодые игроки, есть ротация состава. Я видел, как Днепр играл против Динамо и Металлиста. Могу сказать, что сейчас команда заслуженно идет на втором месте.

— За другими командами, кроме Днепра, следите?
— Ну конечно! Уверен, что Шахтер имеет все шансы в этом сезоне дойти до финала Лиги чемпионов. Шахтер, Боруссия Дортмунд и Барселона – две из этих трех команд обязательно сыграют в финале, если не сойдутся между собой до этого. Что касается Динамо, то я знаю, что Олег Блохин очень опытный человек и тренер. Ему под силу навести порядок в команде. А Маркевич в Металлисте справлялся, справляется и будет справляться со своей задачей. Посмотрим, насколько зимой у харьковчан сохранится состав, какое будет усиление, будут ли травмы и какие противники попадутся на пути в Лиге Европы. Я думаю, что и Металлисту, и Днепру под силу побороться за победу в этом турнире.

— Позвольте вопрос о сборной. Вы за иностранца или за нашего специалиста?
— Я категорически против иностранных специалистов в любой области. Я думаю, что у руля должен быть человек, который знает язык, менталитет, умеет общаться с людьми, знает все проблемы украинского футбола, хорошо знаком с нашим чемпионатом. Заваров, например, по своим человеческим и футбольным качествам достойный кандидат. Думаю, что он справится.

— Владимир Иванович, в завершении расскажите, чем сейчас занимаетесь…
— Сейчас я больше живу в Украине, чем в Германии. Ищу себе достойное место на Родине. Я накопил большой опыт и хочу помочь футбольными знаниями тем, кому буду нужен. Хочу получить шанс, не обязательно в Премьер-лиге, пусть в Первой или во Второй. Мне кажется, я заслужил этот шанс.

— Почему не хотите тренировать в Германии?
— В Германии шанс тренировать команды выше четвертой или пятой лиги получить сложно. Там предпочитают брать людей с немецким гражданством, а я менять украинский паспорт я не собираюсь.

 

ГОЛ