Играть Роман начал рано: уже в 16 лет дебютировав за Кремень, в котором за три сезона провел 70 матчей, наклепав 10 голов. То есть был стабильным игроком основы, и неплохо забивал. Конечно, это вторая лига, но для такого возраста – очень даже.

Прямо из второй лиги Безус попадает в Ворсклу – прямо скажем, не худшей команды страны, в 19 лет становится безусловным игроком основы и начинает забивать. Транзит очень неплохой.

Сыграв за три сезона больше 90 матчей за Ворсклу, забив 20 голов, дебютировав из нее в национальной сборной, Роман попадает в Динамо. И тут начинаются чудеса.

Команда валится, Роман поначалу выходит, но потом перестает попадать в основу, за три года проводит 33 игры, и уходит в Днепр. Что дальше – мы знаем. Став тушкой для бития Маркевича, Роман может выдать превосходный матч, а может полностью потеряться на поле, и соотношение удачных-неудачных поединков дай бог чтоб 1:3. Но в моменты, когда его озаряет, мы видим, за что Безус в столь юном возрасте дебютировал в сборной. Умеет же и может.

Но не делает.

Самое время посмотреть на карьеру Романа в другом разрезе: а кто его тренировал?

Главным тренером в Кремне был Сергей Свистун. Не знаю, что о нем можно сказать, как о специалисте, но после Кременчуга он пошел на повышение, став замом Павлова (а потом и главным Ворсклы). Точно можно сказать, что Свистун Безусу доверял, ставил постоянно, и при нем Роман рос – просто глядя на статистику. Ну а потом был Павлов: хоть в Днепре его и не очень любят, но это действительно сильный тренер, который с молодежью работать всегда умел. Не знаком с ним лично, но судя по интервью, он еще и человек приятный. По крайней мере, на камеру, всегда искал возможности подбодрить футболистов даже после поражений. Павлов тоже доверял Безусу, и при нем Роман вышел на уровень сборной.

А дальше был Блохин.

Олег Владимирович случился с Романом уже в первом же матче: товарняке против Германии, дебютант вышел в старте, смотрелся перепуганным (что очень даже понятно) и был заменен на тридцать какой-то минуте. Великолепный воспитательный ход: поставить новичка сразу на немцев, а когда он внезапно не выдает суперигры, макнуть его в это.

В общем, каков человек и специалист Олег Владимирович, мы подробно узнали за годы его правления в Динамо, а Днепр не в последнюю очередь благодаря нему попал в Лигу чемпионов.

Какой должна быть естественная реакция молодого пацана, который попадает из условий мягкого доверия и мозговитого тренера в тот кошмар, который организовал «голденболл»? Нет, существовала вероятность, что это могло закалить его и сделать сильнее, все такое. Но никто вообще в Динамо не стал от этого сильнее, а Роман, похоже, попросту сломался, что выглядит в такой ситуации немного неизбежным.

Естественным было и желание освежить карьеру. Безус переходит в Днепр и, внимание, уважаемые знатоки, вопрос: что же он здесь встречает?

Ну, вы понимаете.

Наш клуб имеет выраженную привычку скажем мягко, снисходительного отношения к людям, наемным работникам. Плюс в советское время считалось, что чувство вины — это круто. Завиноваченный человек мол дважды мотивирован. На самом деле это не так, но многие, даже хорошие люди продолжают жить с этой верой. И хорошие тренеры могут так работать. «Виховний процес», ага.

Если ты что-то делаешь, но не добиваешься результата, то есть два пути: поменять подход или объявить, что «виноград зелен», не очень-то и хотелось, или материал не тот. Но раз у материала контракт, то мы его еще повиноватим, дадим сотый моральный пинок – может в этот раз получится.

Нет, дело конечно не только в тренерах. Сам Роман на пятый год тоже как бы мог начать подозревать: что-то пошло не так, и надо менять ситуацию. Но разве не тренер должен быть мудрее?

Проблемы Безуса именно в голове настолько очевидны, как и факт, что «виховний процес» в современном его виде не даст ничего. И похоже, стороны не готовы менять свои подходы.

Но Днепр в нынешней ситуации просто не имеет права пустить ситуацию на самотек. Ее надо начинать контролировать и решать.