В минувший уик-энд в карьере одного из старожилов премьер-лиги Руслана Ротаня произошло знаменательное событие — полузащитник Днепра сыграл 300-й матч в чемпионатах Украины.

 

Юбилейная встреча пришлась на 21-й тур, в котором нынешняя команда Ротаня встречалась с Севастополем. Столь солидного игрового показателя 32-летний футболист достиг, выступая в двух клубах — Днепре и киевском Динамо.

 

ЦЕЛИ ФУТБОЛЬНЫХ ПИЛИГРИМОВ

 

— Похоже, что в отличие от вашего отца, Петра Ротаня, судьба определила для вас команды с берегов Днепра…
— (Улыбается). Видимо, мне действительно было суждено выступать именно в Днепре и Динамо — клубах, которые высоко котируются в украинском футболе. Ныне я защищаю цвета днепропетровской команды, и мне приятно быть частью ее истории. Буду стараться держать себя в форме, надеясь на достижение с Днепром высоких результатов уже в ближайшем будущем.

 

— Вам наверняка часто задают вопрос: почему вы, воспитанник полтавского футбола, оказались не в Ворскле, а в Днепре?
— Ответ прост: когда мне было 13 лет я попал в известный в стране Днепропетровский спортинтернат. Попробовать свои силы в нем предложил ныне покойный тренер Александр Горностаев. Разумеется, я согласился. Мой папа тоже был за, а вот мама поначалу немного сопротивлялась. Правда, потом согласилась — все-таки такой шанс выпадает не каждый день. Я до сих пор благодарен судьбе за то, что она свела меня с таким человеком, как Роман Шнейдерман. У этого тренера и проходил футбольные университеты.

 

— Как относитесь к футбольным пилигримам, которых в современном футболе встречается немало?
— У каждого свои цели. Один игрок предан своему клубу и хочет принести ему максимальную пользу, другой тянется за деньгами или другими благами, а третьему, возможно, просто не везет. Представителей двух последних категорий я не осуждаю, так как у них свое видение формирования карьеры.

 

— Были ли ситуации, при которых вы могли увеличить счет своих клубов до трех?
— Были. Однако сдерживающим фактором являлась любовь к своему клубу — Днепру. Хочется приносить пользу лишь той команде, которая в моем сердце. Ради нее готов отдать максимум сил. Команда Днепр и город Днепропетровск для меня многое сделали, и я это всегда ценю.

 

— Варианты продолжить карьеру в одном из ведущих европейских чемпионатов были?
— Да, еще до перехода в Динамо. Но так сложилось, что дело до отъезда за рубеж не дошло. Думаю, сейчас об этом даже и не стоит говорить.

 

ПЛЮС ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

 

— Матч с Севастополем стал для вас особенным вдвойне. Помимо достижения рубежа 300 по общему числу проведенных матчей в элите, в вашем активе значится 250 игр в футболке Днепра.
— Кривить душой не буду: приятно осознавать, что вошел в историю. Но несмотря на достижение, мне еще есть над чем работать. Постараюсь максимально помочь своей команде, а сколько в итоге матчей посчастливиться сыграть — подсчитаем потом. Дай Бог, чтобы их было как можно больше.

 

— О своем юбилее были в курсе?
— Вообще-то подсчетами я не занимаюсь. Перед матчем с Севастополем я знал, что в моем активе значится около трех сотен, но чтобы юбилей пришелся аккурат на первую же игру весеннего отрезка чемпионата — признаться, не думал. Об этом узнал, лишь когда вышел на поле.

 

— От кого?
— Увидел баннер, вывешенный фанатами на трибуне. На нем было написано о 300-м матче. Так и узнал о юбилее (улыбается).

 

— Судя по счету (3:0), матч с Севастополем сложился для вашей команды достаточно легко. Это так?
— Любую игру легкой не назовешь, ведь для достижения победы всегда прилагаются определенные усилия. Это мы и сделали, сыграв с большим желанием и стремлением к максимальному результату. Мне понравилась игра нашей команды — в частности, отношение ребят к своим обязанностям, их целеустремленность и движение на поле. Уверен, каждый из нас получил от игры удовольствие.

 

— Задержка возобновления весенней части чемпионата на моральном состоянии одноклубников каким-то образом сказалась?
— Все мы долгое время находились в томительном ожидании: сначала еврокубковых матчей с Тоттенхэмом, а после них — весенней части чемпионата. Казалось бы, вот-вот должны были возобновиться игры, как вдруг пошли паузы, выходные. Хорошо, что матчи чемпионата в минувшие выходные уже были сыграны. А то я думал, что раньше апреля ничего не возобновится. Футбол будет не только отвлекать людей от политики, но и объединять их. Это плюс для всей страны.

 

— Чье поздравление с юбилеем стало для вас первым после завершения матча?
— После фанатов, порадовавших меня своим баннером еще до начала игры, поздравления получил от партнеров по команде. Ребята сделали это по окончании игры в раздевалке. Как водится, не обошлось без подшучиваний (улыбается).

 

— Помните ли свой первый матч в чемпионате Украины?
— Конечно! Такое не забывается. Столько было счастья! Эта игра пришлась на сезон-1999/2000. Поздней осенью в матче с Кривбассом я вышел на замену незадолго до финального свистка. Мы тогда выиграли 1:0.

 

— В пору профессиональной зрелости игрок обладает многими профессиональными качествами. Существуют ли для вас ныне в футболе секреты?
— Футбол — такой вид спорта, что всегда есть над чем работать. Для меня в нем еще много секретов. Несмотря на возраст, буду стараться совершенствоваться.

 

ДОБРАЯ ПАМЯТЬ О ДИНАМО

 

— Говорят, что дважды в одну реку не войдешь. Эта поговорка, судя по всему, не про вас.
— Поговорки поговорками, но как мне кажется, многое прежде всего зависит от желания игрока и его любви к своему клубу. Если человек достаточно мотивирован, а эмблема на груди для него не пустой звук, то поговорка в данном случае не имеет никакого значения.

 

— В вашей днепропетровской карьере был перерыв в два с половиной года, во время которого вы выступали в Динамо. Какой период в Днепре вам запомнился больше — тот, что был до переезда в Киев или после возвращения из столицы?
— В памяти все периоды откладываются по-особенному. До моего перехода в Динамо в Днепре я приобрел неоценимый опыт. В ту пору руководимая Евгением Кучеревским днепропетровская команда полностью состояла из украинских футболистов, благодаря чему микроклимат в ней был потрясающий. Никогда не забыть выступления в еврокубках, где Днепр выглядел довольно уверенно.

 

— За годы, прошедшие со дня вашего ухода из Динамо, нашли ответ на вопрос: почему не остались в киевском клубе?
— Наверное, да. Ни в коем случае не намерен обидеть Динамо, но видимо, под его схему игры я попросту не подхожу. Это как раз тот случай, когда применимо такое понятие, как своя команда.

 

— Что дома напоминает вам о киевском периоде биографии?
— У меня осталось много фотографий из Динамо, клубные кепки и футболка. Воспоминания о тех временах у меня самые добрые. Никогда не забуду, с какой теплотой относился ко мне клуб и его болельщики. Я очень благодарен Динамо за проведенные в нем два с половиной сезона.

 

— В вашей коллекции всего одна золотая медаль, завоеванная в сезоне-2006/07 в составе Динамо. Не устали от тщетных попыток получить аналогичную награду с Днепром?
— Буду пытаться стать ее обладателем столько времени, сколько нужно. Если для этого понадобится, скажем, пять лет — что ж, я готов ждать этот период. В таком случае она приобретет еще большую ценность. Уверен, рано или поздно золотые награды Днепр все же завоюет!

 

С ИНТЕРНЕТОМ — НА ВЫ

 

— Что, по-вашему, мешает днепропетровской команде в борьбе за чемпионство?
— В любом деле есть разные факторы, когда не хватает пресловутого чуть-чуть. Футболистам Днепра нужно работать над своей психологией, так как мы постоянно падаем и поднимаемся. Впрочем, это уже хороший знак: стало быть, умеем держать удар. А если сумеем прибавить по психологической части, то победы у Днепра будут не за горами.

 

— Много ли друзей приобрели за время выступлений в двух клубах?
— Естественно. Людей, которые относятся ко мне с открытой душой, довольно много. Хотя есть и такие, в которых я разочаровался.

 

— В украинском футболе осталось не так уж и много динозавров, выступающих в элите почти полтора десятка лет. В чем секрет успеха Руслана Ротаня?
— Если честно, то не знаю. Наверное, нужно постоянно искать в себе мотивацию и каждый следующий матч стараться сыграть лучше, чем предыдущий. А еще, повторюсь, много работать над собой. Уверен, совершенствоваться можно в любом возрасте — будь тебе 17-18 или 36-38. Главное, чтобы было огромное желание. Пожалуй, это мне и помогает в работе.

 

— Все ли ваши голы есть в личной видеоколлекции?
— Признаюсь, у меня нет ни одного гола. Наверняка все они есть в интернете — там в случае необходимости и можно их найти. Пока же о видеоколлекции не задумывался. К тому же, с компьютером и интернетом я не очень-то дружу (смеется).

 

— Какой мяч считаете самым красивым в своей карьере?
— Пожалуй, тот, который я забил в сезоне-2012/13 в домашнем поединке с Металлистом (удар был нанесен с дальней дистанции, после чего подкрученный мяч в полете обогнул голкипера и, чиркнув о перекладину, нырнул чуть правее девятки в сетку. — Прим. В.К.). Этот гол был очень важным, особенно если учесть традиционную принципиальность наших с харьковчанами дерби. Но самый важный мяч, на мой взгляд, удалось забить в составе сборной. Было это в отборочном поединке чемпионата мира 2006 года, когда в заключительной части игрового времени я поразил ворота сборной Казахстана. Тот мяч имел особое значение: шла 90-я минута, а на табло высвечивался ничейный результат 1:1. Не забей я в том эпизоде, и вполне возможно, что наша команда не вышла бы в финальную часть мирового первенства в Германии.

 

СЛОВА РАМОСА

 

— Какой из матчей хотели бы иметь в своем видеоархиве, чтобы спустя много лет с гордостью показать его внукам или правнукам?
— Об этом даже не задумывался. Независимо от качества игры после матчей я не люблю просматривать видео. В этом плане хорошим примером служит Мистер (главный тренер Днепра Хуанде Рамос. — Прим. В.К.), который придерживается такого принципа: сыгранный поединок является уже историей и о нем нужно забыть. Тут я с ним полностью солидарен. Но если говорить о просмотре игры спустя десятилетия, то в первую очередь показал бы какой-нибудь памятный матч из категории дерби. Например, с Металлистом или Шахтером. Чтобы внуков или правнуков приучать к патриотичности.

 

— Что может вас вывести из себя во время игры?
— Вообще-то я всячески пытаюсь сдерживать себя в игре, но иногда бывает, что это не удается. Вывести меня может какое-нибудь судейское решение — вот из-за него и страдаю. Правда, в последнее время я улучшил дисциплину, стараясь меньше контактировать и конфликтовать с арбитрами. Это бесполезно.

 

— Какой розыгрыш со стороны коллег или футболистов вспоминаете чаще всего?
— Сложно сказать навскидку. В нашей команде их очень много (улыбается).

 

— Какой поступок или фраза вашего нынешнего наставника Хуанде Рамоса запомнилась вам больше всего?
— Мне понравились его слова, произнесенные вскоре после ноябрьского поражения Украины от сборной Франции. Хуанде Рамос подошел ко мне и сказал: Я вижу, что вы все расстроены. Успокойтесь и забудьте — это уже история. То, что было, уже не вернешь — нужно смотреть вперед. Сказанное испанцем меня тронуло.

 

— Был ли матч, за который вам стыдно до сих пор?
— Конечно, и не один. К таковым могу отнести игры, в которых уступали аутсайдерам чемпионата. А еще вспоминается еврокубковый поединок с Беллинцоной. Взять тот же матч с Францией, о котором я говорил выше. Мы хоть и проиграли сильному сопернику, однако все было в наших руках, ногах и головах. Было непередаваемое чувство досады от неиспользованного шанса добыть путевку в Бразилию. Ведь вся страна верила, что мы окажемся среди участников чемпионата мира. Но увы…

 

ФУТБОЛЬНЫЕ СНЫ

 

— Самая большая глупость, которую вы совершили в футбольной карьере?
— К таковым можно отнести необязательные красные карточки. Был как-то случай в Полтаве. В матче с Ворсклой меня сбили, а я не сумев справиться с эмоциями, отбрыкнулся в ответ. За что был заслуженно удален. В тот момент пошел на поводу у захлестнувших эмоций, а потом сожалел.

 

— Вам снятся футбольные сны?
— Конечно. И довольно часто, ведь без футбола я — никуда. Знаете, даже сегодня какой-то футбольный сон снился (улыбается).

 

— К каким приметам прибегаете накануне и в день матча?
— У меня нет примет. На подобных вещах не заморачиваюсь, да и забобонов у меня нет. Правда, перед матчем всегда стараюсь перекреститься.

 

— Три города Украины, поразившие вас больше всего?
— Мне очень нравится Львов. К таковым относится и Киев. В мою тройку входит также и мой нынешний город — Днепропетровск.

 

— В каком из городов вы справились бы с ролью гида лучше всего?
— (Улыбается). В полной мере — вряд ли. А вот показать главные достопримечательности наверняка смог бы в каждом из вышеперечисленных городов.

 

— А в родной Полтаве?
— Разумеется, провести экскурсию в нем мне труда не составило бы. Полтава ведь небольшой город. Другое дело — меньше знакомые мне Киев и Львов.

 

— Какую украинскую песню готовы спеть от начала и до конца?
— Я могу спеть Гимн Украины. А вот легендарную Червону руту готов спеть в караоке, так как по памяти ее слова знаю не все.

 

— С кем из известных украинских людей хотели бы познакомиться?
— Конкретно назвать кого-то сложно. Пожалуй, с кем-то из представителей сферы искусства.

 

— Чего хотели бы добиться в карьере?
— Разумеется, хочется максимальных достижений. Загадывать не стану, так как это было бы неправильно. Но я, как и любой футболист, мечтаю выиграть все и вся (улыбается). Правда, без труда достичь каких-либо серьезных вершин очень непросто.

 

 

sport-express.ua