После ухода из ЦСКА Хуанде Рамос не дал ни одного развернутого интервью о своей работе в России. Перед Новым годом, дозвонившись до испанца в Днепропетровск, где он работает с местным “Днепром”, “ССФ” сумел разговорить Рамоса…

 

ЧМ-2018 ПОЙДЕТ РОССИЙСКОМУ ФУТБОЛУ НА ПОЛЬЗУ


– Российский этап в вашей карьере был мимолетным. Наверное, он не оставил никакого следа?

– Почему же? С удовольствием вспоминаю время, проведенное в ЦСКА. Наверняка вам странно это слышать, ведь мое пребывание в вашей стране не составило и двух месяцев. Но за это время команда провела немало матчей, в том числе в Лиге чемпионов. В общем, мне есть что вспомнить.

 

– Но, наверное, если вы и приобрели какой-то опыт, поработав в России, то только печальный? 

– Прежде чем принять какое-либо решение, я всегда подолгу взвешиваю все за и против. Пожалуй, лишь раз моментально ответил “да”, но тогда речь шла о мадридском “Реале”. На моем месте тогда вряд ли бы кто раздумывал… А когда приглашали в Россию, сказались известность ЦСКА в Европе и то, что армейцам предстояло участие в Лиге чемпионов. Во время переговоров убедился в солидности клуба. Я, кстати, уверен, что российский футбол развивается. Конечно, пока еще хромает инфраструктура, но тут как нельзя кстати чемпионат мира 2018 года. Это значит, что в России все будет только улучшаться.

 

– С кем-то из ЦСКА еще общаетесь?

– Перезваниваюсь иногда со своим бывшим ассистентом Виктором Онопко, ведь он по-прежнему работает в клубе.

 

– Что вас удивило в России? 

– Я знал, что Москва большой город. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Моя жизнь там была недолгой и особых сюрпризов не преподнесла. Пробки? Мне кажется, это нормально для мегаполиса с бешеным ритмом. Ранее я проживал в Лондоне, и там было абсолютно то же самое. Конечно, из-за медленного движения на дорогах порой не все успеваешь, но что поделать. Я давно уже научился спокойно воспринимать так называемые сопутствующие обстоятельства.

 

ОТ КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В ВОСТОРГЕ


– Многие игроки, приезжая в Россию, удивляются хмурости русских. Особенно африканцы. Вам это бросилось в глаза?

– Не заметил. Люди, с которыми общался, были приветливыми и открытыми.

 

– Гуллит и Адвокат, работая в России, жили в гостинице и везде ездили с собственным шофером. А как был устроен ваш быт?

– Клуб помог быстро выбрать дом, расположенный неподалеку от базы. Жить подолгу в гостинице – не по мне. И машину с водителем клуб предоставил. Вообще в ЦСКА делают все возможное, чтобы бытовые вещи не отвлекали от работы. В этом смысле мне приятно вспоминать работу в России.

 

– У вас было в Москве любимое место?

– Согласен с теми, кто называет российскую столицу одним из красивейших городов мира. Поверьте на слово, мне есть с чем сравнивать. От центра Москвы и Красной площади я в полном восторге. Еще, помнится, пару раз доводилось проехаться по городу поздно вечером. Такая красотища!

 

– Вы себя чувствовали безопасно?

– А разве в Москве высокая преступность? Мне всегда было комфортно и спокойно. Когда кто-то из знакомых собирается посетить Москву, даю лучшие рекомендации.

 

– Игроки сборной России Аршавин и Зырянов говорят, что с тренерами-иностранцами работать проще по той причине, что на них оказывается меньшее давление. Вы согласны с такой точкой зрения?

– Аршавин – хороший футболист, и его мнение достойно уважения. Но мне не кажется, что зарубежным специалистам работать проще. От них всегда ждут большего – иначе какой смысл звать, и если ожидания не оправдываются, тренерам достается по полной. Возможно, им даже сложнее.

 

МОГУ ПОПРОБОВАТЬ ЕЩЕ РАЗ


– О критике. Просили переводить, что о вас пишут в прессе? Или, например, на гостевых болельщиков?

– Не могу сказать, что чужое мнение меня совсем не интересует, однако в России, как сейчас на Украине, никогда не занимался изучением прессы. У меня достаточно опыта, чтобы справиться с давлением, я закален Испанией и Англией, а это серьезная школа.

 

– Как потом складывалась ваша карьера? Может быть, без России она была бы более гладкой и благополучной?

– Не думаю. Интерес к работе за рубежом сохранился, и в прошлом году я получил предложение из Днепропетровска. Кстати, здесь-то как раз российский опыт мне был как нельзя кстати. Мне было легко освоиться на Украине.

 

– Россия и Украина. Есть ли для тренера различия?

– Безусловно. В России очень высокий уровень конкуренции в борьбе за призовые места. Как минимум шесть клубов имеют основания претендовать на места в Лиге чемпионов – ЦСКА, “Зенит”, “Локомотив”, “Рубин”, “Спартак” и “Динамо”. А в украинском чемпионате всего лишь два гранда – “Шахтер” и киевское “Динамо”. Остальные пытаются за ними угнаться…

 

– Многие считают, что после “Реала” вам следовало взять паузу, а не соглашаться сразу на новый проект. Если вернуть все назад, вы бы снова согласились на переезд в Россию?

– Сто процентов! Хотелось очень продолжать работать – попробовать себя в новой стране, в серьезном клубе. И ЦСКА полностью отвечал этим требованиям. Я ни о чем не жалею.

 

– Не секрет, что многие в футбольном мире видят Россию исключительно как источник быстрого обогащения…

– Не стоит обобщать. Вряд ли это относится ко всем без исключения тренерам и футболистам, которые приезжают в вашу страну. Большие деньги сейчас можно заработать не только в России. Есть люди, которые едут к вам за новыми опытом и впечатлениями. Каждый случай индивидуален.

 

– Вас не осуждали за то, что поехали работать в Россию, как это сейчас происходит с Это’О? 

– Мне показалось, что в Испании вполне нормально к этому отнеслись. По крайней мере, пальцем у виска не вертели. ЦСКА ведь регулярно выступал в еврокубках, и уже после моего ухода добрался до четвертьфинала в Лиге чемпионов. Когда работал в Москве, мне часто звонили испанские журналисты, интересовались вашим футболом. Честно говорил им: это, конечно, не Испания и не Англия, но уровень высокий.

 

– Многие тренеры, уезжая из России, не скрывают желания вернуться…

– Сейчас у меня есть работа, но в будущем такое вполне возможно. Если появится интересный проект и поступит соответствующее предложение, почему бы не рассмотреть. Я мог бы вполне попробовать еще раз…

 

В городе