«Нехай клевещут»
У некоторой части интересантов футбола в Днепре есть непоколебимое кредо: как бы не играла твоя команда – публично критиковать ее нельзя. Для них любой негатив про футбольный клуб СК «Днепр-1» – табу, «патамуша нужно сказать спасибо». Только за 1 то, что в городе есть профессиональный футбол.
Мы – в теперь уже знаменитой организации UFC – придерживаемся противоположной точки зрения: каждый сам решает – о чем и как говорить. В том числе про футбол. Ибо это – нормально. И вот почему.
Кстати, наша позиция по удивительному совпадению аналогичным образом отражена в фундаментальном документе человечества – Конвенции об основных правах человека. Но поскольку она издана под эгидой организации, стремительно теряющей свой авторитет (ООН), то мы не ссылаемся на это обстоятельство как на аргумент. Первую поправку к Конституции США (Биль о правах) – также оставим «за кадром», поскольку ее знают у нас хуже и напрямую она касается только янкесов.
«А ты кто такой, скажи пожалуйста?!»
Закономерный вопрос из культовой книжки Ильфа и Петрова «Золотой Теленок». Заданный убийцей гусей и нарушителем конвенции [другой] Михаилом Самуэльевичем Паниковским – «молочному брату» великого комбинатора и жулику без фантазии Шуре Балаганову. Здесь он также имеет значение – для понимания картины: кто и почему посмел возводить «напраслину» на СК «Днепр-1».
Попробуем классифицировать критиков. Условно их можно разделить на четыре группы:
- 70% (субъективная оценка) – искренние болельщики футбола, которые реально переживают за клуб и футболистов, желают им успехов, поэтому хотят подсказать «со своей колокольни» как сделать работу лучше;
- 20% – люди, твердо уверенные, что «а вот раньше» – и сахар был слаще, и девушки красивее;
- 5% – персонажи, для которых грязь на других – способ самоутверждения и/или самореабилитации;
- 5% – народ, «утомленный нарзаном» (в день игры либо хронически).
У каждой группы свои мотивы, лежащие на поверхности. И всех можно понять, а прощать – не за что (см. «выделенку» выше).
Важно – другое: все они – часть суб-культуры футбола. Без них – она станет беднее.
Китайцы – самые коварные люди на земле. 1 из них в середине 20 века устроил великолепную (по результатам) ловушку для тех, кто мог иметь свое мнение – потенциально противостоять тоталитаризму. «Пусть расцветают 100 цветов» – под этим лозунгом интеллигенции лицемерно предложили свободу мнений, критики и плюрализм. А потом всех, кто высунулся дискутировать – перебили. Почему вспомнилось? ХЗ…
Кого «терзают стрелы» критиков больше всего
Критическое замечание в адрес игры команды/футболиста на форуме в большинстве случаев приводит к дискуссии: появляются те, кто хочет прокомментировать, возразить, ответить.
Этот «противоположный лагерь» делится на две неравные части:
- Люди разумные.
- Оскорбленные (в лучших чувствах, конечно).
В каких пропорциях, с какими особенностями – разберем подробнее.
Оппоненты – меньшая часть
Примерно 40% народа, оппонирующего критикам, приводят здравые доводы в подтверждение неправоты высказанного критического мнения. Вести с ними дискуссию – приятно, познавательно, интересно.
Хунвейбины – большая часть
О, так вот к чему были китайцы выше!
Есть целая когорта людей, которые при каждом обсуждении прошедшей игры мечут гром и молнии в тех, кто посмел высказать точку зрения, отличную от их представления о прекрасном. Тот факт, что у каждого из нас оно свое – их нисколько не смущает. Общий лейтмотив: блюди «линию партии» – или мы тебя будем травить.
Что тут сказать? Спасибо, что хоть не как Литвиненко или Скрипалей с англичанами. Вся травля ограничится навешиванием ярлыков (нытик, эксперД) или попыткой обсмеять чужое мнение. Ну, иногда, с переходом на личность его автора. Короче, посыпкой хвоста солью. И это тоже нормально.
Самое удивительное, что когда можно и нужно сказать что-либо хорошее в отношении футболиста/тренера/клуба – у них оказываются отбитыми пальцы либо залитая пивом клавиатура. Потому что трудно вообразить себе человека, который умеет читать, но не в силах самостоятельно построить предложение хотя бы из нескольких слов. Чтобы просто выразить поддержку, восхищение, благодарность.
В секс-индустрии для клиента есть несколько принципиально разных услуг: (1) собственно трах, (2) подсматривать за ним и (3) подсматривать за подсматривающими. Хотя, наверное, с нами согласятся немногие, но проведем такую параллель: футболисты – это первое, критика – второе, а травля критиков – третье.
Объекты хулы (орфография – правильная)
Футболисты, тренеры, менеджеры и владельцы клубов – публичные люди. А этот статус имеет как приятные моменты, так и не очень. Критика, недовольство и даже ненависть (хэйт) со стороны той самой публики – составная и неотъемлемая часть их статуса. И профессии. Посмотрим, как это работает.
«С младых ногтей»
Собственно, футболисты (будущие тренеры и менеджеры, как правило) обучаются не только футбольным приемам, правильному питанию и образу жизни. Паблик рилейшен (PR) – важная составляющая в жизни профессионального спортсмена и его «работодателя».
Нередко их гонорары на «торговле лицом» приближаются к непосредственно профессиональным заработкам. Поэтому наиболее выдающееся из них для создания своего имиджа нанимают специально обученных людей. Те учат звезд делать правильные заявления, работают со СМИ, улаживают неприятности – тщательно выстраивают репутацию, короче говоря.
Сюда же относится «работа с отзывами» – отслеживание негатива/скандалов/критики. И вытеснение их в публичной сфере собственной отретушированной инфой.
Эра digital
Цифровая революция все это помножила в космической прогрессии: интернет сделал коммуникационные процессы тотальными в жизни каждого (или почти) из нас.
Ведение аккаунтов в соцсетях и личных блогов – стало нормой для футболистов. И каналом монетизации громкого/известного имени, то бишь источником доходов. А будучи амбассадором торговой марки или бренда/производителя – можно поднять более чем приличные деньги.
Как оборотная сторона медали – диджитал сделал вал критики неимоверным по масштабам. Ведь теперь вместо нескольких узкоспециальных печатных изданий и телеканалов, говорящих о футболистах, возникли миллионы СМИ. Ибо таковым де-факто стал каждый человек, имеющий электричество и доступ в интернет.
Рисуем общую картину, на местном уровне – понятно, что все многократно скукоживается. Но принцип – тот же.
Вывод: прагматика
Да, есть разница. То ли о тебе сказал «чего-то кривое» пользователь с тысячами подписчиков. Или кто-то запостил текст, который стал вирусным и разошелся по сетям.
И совсем иначе обстоит дело, когда такого рода сообщение увидит мизер человек.
Отсюда и проистекает правильное отношение к критике:
- Если она стала известна многим – работай с ней. К здравой – прислушайся, «мочилово» – перебивай своей активностью. Качественно, системно, креативно.
- А когда это «мелочь пузатая» злословит в своем инфопузыре, «междусобойчике» – забей! Лучше всего гол…
Напрашивается вопрос: с чего взято, что они (футболисты, тренеры etc) видят критику, если «СМИ» теперь миллионы? На него нет 1-значного ответа. Но клубы содержат PR-отделы, а игроки – агентов (может быть целая агентская компания). Поэтому логично предположить, что те мониторят все профильные веб-ресурсы с количеством просмотров больше N за сутки.
Читают ли инфу про себя сами футболисты? Вероятно, лишь единицы. Потому что тут «все как у всех»: новое поколение предпочитает смотреть – Нетфликс, Порнохаб или НХЛ/НБА. А не читать.
По итогу
Два умозаключения:
- Критиковать – норм.
- Споры/дискуссии – нужная и прикольная штука.
Мы все разные. Мир вообще не должен быть однообразным – это противоестественно и скучно.
Примета нашего времени: мнение каждого – видят многие. Пишите, пишите и еще раз пишите! Или записывайте видеоролики. Ибо главное – не быть «идиотом». В древнегреческом смысле слова – «устраняющийся от участия».
Надо лишь не бояться — показаться глупым или смешным...)
А, если серьёзно, то ничего плохого нет, когда два лагеря пытаются друг другу что-то доказать — это норма для человечьей психологии. Хуже, когда кто-то озвучивает простые вещи, лежащие на поверхности, но имеющие статус «то, чаво не может быть», и стая в едином порыве начинает душить оппонента, а немногие сочувствующие или даже разделяющие точку зрения тихо сидят в уголке, боясь даже пикнуть против стаи.